Развитие творческой активности младших школьников в процессе освоения нетрадиционных техник рисования
ВВЕДЕНИЕ
Система образования ежегодно изменяется, ее стандарты постоянно меняются и дополняются для соответствия современным требованиям. Требования к педагогическим работникам, также не исключение. Учитель постоянно повышает уровень своей профессиональной деятельности, осваивает новые методы и приемы в обучении, участвует в методических объединениях, мастер-классах и других видах деятельности. Всё это необходимо не только для личностного роста педагога, но и для гармоничного и всестороннего развития ученика. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) сообщается о важности усвоения гуманитарных, технических, естествоведческих наук, уделяется внимание физическому здоровью и здоровьсберегающим технологиям, но особое место уделяется основам духовно-нравственного воспитания и приобщение к культурным ценностям общества.
Творческая активность позволяет реализовать потребность в гармоничном развитии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…………....….…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ…………………………..…8
Понятие «творческая активность» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………..8
Особенности развития творческой активности обучающихся младшего школьного возраста ……………………………………………….............12
Способы развития творческой активности обучающихся младшего школьного возраста………………………………………………………18
Выводы по 1 главе ………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ…………….26
2.1 Диагностика уровня творческой активности обучающихся младшего школьного возраста на констатирующем этапе эксперимента…………………………………………………………………….26
2.2 Серия занятий нетрадиционными техниками рисования, направленными на развитие творческой активности обучающихся младшего школьного возраста………………………………………………………………………….37
2.3 Методические рекомендации к серии занятий нетрадиционными техниками рисования, направленные на развитие творческой активности обучающихся младшего школьного возраста……………………………...….48
Выводы по 2 главе………………………………………………………...……..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
Блонский П.П. Психология младшего школьника. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 575 с.
Богословский В.В. Общая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. 3-е издание, перераб. И доп. М.: Просвещение, 1981. 383 с.
Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. 591 с.
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 368 с.
Вопросы истории теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. / Ред. С.И Дембировский и др. М.: Министерство просвещения СССР пед. ин-т им. В.И. Ленина (учебные записки № 378), 1970. 275 с.
Горбунова, Т.С. Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении. ФГОС / Т.С. Горбунова. М.: Учитель, 2015. 1472 c.
Горчинская А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / А.А. Горчинская; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 1999. 24 с.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведении / Г.Г. Григорьева. М.: Академия, 2000. 344 с.
Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. 28 с.
Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. 2012. № 3. С. 15-16.
Изучив разные точки зрения, мы пришли к выводу, что творческие способности младших школьников нужно развивать в системе. Возрастные рамки младшего школьного возраста определяются от 6-7 до 9-10 лет. Данный период характеризуется активным физическим развитием, накоплением знаний о мире, развитым мышлением и речевым развитием и социальным восприятием окружающего мира. Психологами и педагогами разработаны множество методик, способов, критериев помогающие ученику освоить навык рисования. Занятия изобразительным искусством помогает ученику раскрыться, снять эмоциональное и психическое напряжение, получить удовольствие от своей деятельности. Развитие творческих процессов неотъемлемо связано с уровнем формирования психических познавательных процессов. Умение ставить перед собой цель и задачи помогает ученику видеть желаемый результат своей работы. Выстраивая алгоритм действий, происходит поэтапное формирование деятельности обучающегося.