Организация работы по профилактике аддиктивного поведения учащихся в курсе ОБЖ
Актуальность. На данном этапе времени общеобразовательная школа решает ряд важных задач, среди которых особое значение имеет необходимость организации проведения профилактики аддиктивного поведения школьников. Мы наблюдаем существенное возрастание масштабов появления и развития различных форм зависимого или аддиктивного поведения у школьников: А. Фенько в своих исследованиях обращает наше внимание на то, что сегодня аддикции разделены на две группы: это и химические формы аддиктивного поведения, например, употребление наркотиков и алкоголя, курение, токсикомания, и нехимические формы, к которым относятся интернет-зависимость, игровая зависимость, нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия) и т.д. [21, с 12].
Во все времена человечество пыталось найти средство, которое избавило бы от боли. Изначально для этой цели служили наркотические средства. Они были лекарством, облегчающим страдания человека. Как точно в свое время заметил Парацельс: «Всё есть яд и всё есть лекарство. Только доза делает лекарство ядом и яд – лекарством». И вскоре наркотики стали служить другой цели – посредством избавления от боли и страдания человек обнаружил, что таким образом можно изменить свое психическое состояние и убежать от реальности. Доза сделала лекарство ядом [4, с. 3].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Аддиктивное поведение школьников как психологическая проблема 7
1.1. Понятие аддиктивного поведения, его критерии, формы 7
1.2. Особенности проявлений аддикций у учащихся 11
1.3. Профилактика аддиктивного поведения в курсе ОБЖ ………………. 14
Вывод по I главе 18
Глава II. Эмпирическое исследование роли организации работы по профилактике аддиктивного поведения учащихся в курсе ОБЖ 20
2.1. Организация работы и ее методы исследования 20
2.2. Реализация программы профилактики аддиктивного поведения учащихся в курсе ОБЖ 29
Вывод по II главе 40
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 1 47
Приложение 2 66
Приложение 3 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, В. Ю. Методическая подготовка магистров к формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью во внеклассных занятиях [Текст] / В. Ю. Абрамова, И. С. Елизарова //Здоровьесберегающее образование. – 2014. - №2 (38). – с. 101-104.
2. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде [Текст] / А. Е. Бойков // Молодой ученый. – 2014. - №3. – с. 871-874.
3. Выготский Л. С. О подростковом кризисе [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (28307 bitеs). – М.: ПГСГА, 2008. – Режим доступа httрs://yаndех.ru/turbо/lifеmоtivаtiоn.оnlinе/s/rаzvitiе-liсhnоsti/sаmороznаniе/krizis-роdrоstkоvоgо-vоzrаstа
4. Демильханова, А. М. Психология аддиктивного поведения [Текст]: учебно-справ. пособие / А. М. Демильханова. – Бишкек: КРСУ, 2014. – 28 с.
5. Духовно-нравственное развитие детей и подростков в условиях современного образования кризисе [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (32643 bitеs). – М.: 2017. – Режим доступа httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/136/38057/
6. Казанцев, И. Ю. Аддиктивное поведение подростков [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (21109 bitеs). – М.: 2009. – Режим доступа httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/110/27094/
7. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе [Текст] / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. – Новосибирск: Наука, 2004 – 219 с.
8. Кутбиддинова, Р. А. Психология зависимости [Текст]: учеб. пособие / Р. А. Кутбиддинова. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2017. – 128 с.
До проведения программы профилактики аддиктивного поведения тех, у кого склонность к зависимому поведению не выражена было 25% (5 человек), после проведения программы стало 70% (14 человек). Динамика роста – 45%.
Сравнительные результаты исследования диагностики склонности к поиску новых ощущений М. Цукерман представлены на диаграмме 5.
Диаграмма 5
Распределение испытуемых по сравнительным показателям склонности к поиску новых ощущений
Из сравнительных показателей на диаграмме 5, следует, что если до проведения программы профилактики аддиктивного поведения среди старшеклассников с высоким уровнем склонности к поиску новых ощущений было 55% (11 человек), то после их осталось 25% (5 человек). Динамика снижения составила – 30%. Со средним уровнем было – 25% (5 человек), стало 30% (6 человек), то есть увеличение произошло на 5%.