Особенности формирования умения аудирования на среднем этапе обучения иностранному языку
ВведениеОдна из основ коммуникативной деятельности – это слушание собеседника, и все предпринимаемые нами во время разговора действия зависят только от того, насколько точно мы воспринимаем полученную информацию. Следовательно, без владения навыками аудирования, под которыми понимаются навыки восприятия и понимания иностранной речи, невозможно адекватно функционировать в конкретной ситуации. На основании этого предположения можно с уверенностью сказать, что обучение учащихся пониманию звучащей речи является одной из важнейших целей обучения.
Многие зарубежные и отечественные методисты сходятся на том, что аудирование – это один из самых сложных видов речевой деятельности. На это есть несколько причин:
Одна из основных сложностей аудирования – это одноразовость предъявления. В ситуациях реального общения нужно уметь воспринимать информацию с первого раза, так как не всегда есть возможность переслушать адресованную нам информацию.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Формирование умений аудирования на среднем этапе обучения иностранному языку 7
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 7
1.2. Видеоматериалы как средство обучения аудированию 21
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Использование видеофильмов для формирования умения аудирования на материале УМК «Английский язык. 7 класс» Афанасьевой О.В., Михеевой И.В., Барановой К.М. 29
2.1. Анализ УМК «Английский язык. 7 класс» Афанасьевой О.В., Михеевой И.В., Барановой К.М. 29
2.2. Серия упражнений для формирования умения аудирования с использованием видеофильмов на материале УМК «Английский язык. 7 класс» Афанасьевой О.В., Михеевой И.В., Барановой К.М. 34
Выводы по главе 2 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 62
Список литературы1. Вайсбурд М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух (на материале английского языка). М.: Просвещение, 1965. С. 51
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: ACADEMIA, 2006. С. 161; 130; 187
3.Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982. С. 213-219; 221-226; 228-229
4.Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций. 2 часть. Уфа: Издательство БГПУ, 2008. С. 37-38
5. Иценко И.А. Роль аудиовизуальной методики при интенсификации процесса обучения иностранному языку. Язык и мировая культура: взгляд молодых исследователей: сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. Томск: Изд-во ТПУ, 2016. — Ч. 2. — [С. 73-77].
6.Карих Т.В. Повышение эффективности обучения аудированию на уроках английского языка в 8-11 классах. Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1991. - №1. С. 31
7.Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. М.: ТетраСистемс, 2005. С. 102
8. Крысанова Н.Ю. Использование видеосопровождения при обучении аудированию на уроках немецкого языка. Вестник ТГУ, выпуск 8 (100), 2011. С. 109-113
9.Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранных языков: [Учеб. пособие для филол. спец. вузов] / М. В. Ляховицкий. – М.: Высш. школа, 1981. - 159 с.
10.Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. 9-е издание. Минск: «Вышэйшая школа», 2004. С. 68-70
Во время просмотра видеофильма в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В таких условиях даже невнимательный ученик становится внимательным, ведь для того чтобы понять содержание видео, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания [19; 3].
При выборе видеофильма учителю следует руководствоваться следующими критериями отбора:
Содержание используемых видеоресурсов соответствует реальному уровню общего развития учащихся, их жизненному опыту;
Выбранный видеоматериал соответствует языковому уровню учащихся;
Ситуации, представленные в видеофрагменте, предоставляют реальные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции учащихся;
Материал имеет определенную степень новизны / неожиданности;
Для демонстрации в классе выбираются только видеоматериалы высокого качества;