Творческий и методический вклад музыкантов республик Прибалтики в процесс развития отечественной хоровой культуры советского периода (40 — 90е гг.)
Введение
Вторая половина XX века стала периодом расцвета культурных отношений между прибалтийскими и другими советскими республиками, в том числе РСФСР. Это проявлялось в тесном профессиональном сотрудничестве между музыкантами, а также создании общей теоретической и методической базы и знакомством с национальными традициями. Сочинения и обработки многих прибалтийских композиторов до сих пор входят в репертуар отечественных хоров, актуальными остаются статьи и методические пособия, посвященные вопросам дирижирования и вокально-хоровой работы. Ведущую роль в аспекте культурных взаимоотношений между республиками играло взаимодействие хоровых коллективов, педагогов и дирижеров.
Важным шагом в повышении уровня музыкально-эстетического воспитания стала популяризация хорового искусства. Прибалтийские праздники песни сыграли ключевую роль в массовом распространении пения среди населения.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..
Глава 1. Праздники песни как значимое явление певческой культуры ряда стран Европы XIX-XX столетий…………………………………………………………………………
1.1. Из истории хорового искусства стран Балтии. Балтийские праздники песни как синтез общеевропейских и национальных певческих традиций
1.2. Праздники песни как традиционное явление национальной балтийской культуры
1.3. Зарождение традиции проведения российских праздников песни в XIX столетии
Глава 2. Праздники песни XX-го столетия и их значение в отечественной хоровой культуре и музыкальном образовании……………………………………
2.1. Вершина развития традиции праздников песни советского периода (вторая половина XX столетия)
2.2. Творческое сотрудничество прибалтийских и российских мастеров хоровой культуры в 50-90е гг. XX века
2.3. Праздники песни как крупная культурная акция в области музыкального исполнительства и просветительства детей и молодежи СССР.
Глава 3. Профессиональный вклад музыкантов Прибалтики в хоровой репертуар и отечественную учебно-методическую литературу периода 40-90х гг. XX в. …………………………….
Заключение ……………………………………………………………….............
Список литературы ………………………………………………………………
Приложение ………………………………………………………………………
список многих современных коллективов, гастролирующих по всему миру. Хрестоматии по дирижированию и чтению хоровых партитур включают в себя большое количество обработок и авторских песен балтийских композиторов. А. Калнынь, А. Юрьян, Я. Озолинь, Э. Мелнгайлис, Х. Кальюсте, С. Шимкус являются авторами партитур, которые регулярно исполняются студентами хоровых кафедр. Которые используются в педагогической практике и/или выносятся на сцену?
Одновременно с хоровым наследием значимый культурный вклад оставили балтийские методисты и педагоги. Множество статей о музыкальном воспитании, работе с детскими хорами и хоровом пении хранятся в российских библиотеках. Балтийские хормейстеры уделяли большое внимание работе с детскими и юношескими голосами. Вопросы вокальной работы с мальчиками занимали значимое место в деятельности таких отечественных хоровых мастеров, как Д.Л. Локшина, В.Г. Соколова, В.А. Судакова и др.
Обмен личным и профессиональным опытом стал неотъемлемой частью сотрудничества в советское время.
Наличие межкультурных связей является чрезвычайно важным критерием развития стран. Благодаря коммуникации и сотрудничеству становится возможным создать богатое культурное наследие, полученное в результате синтеза разных национальных традиций.
Литература:
Алжейкина Г.В. Праздники песни в Чувашии // Чувашский национальный музей: люди, события, факты. 2013, с. 17-20
Бальчитис Э. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ Литвы. Сост. и ред. серии Л.А.Баренбойма. Музыкальное воспитание в ХХ веке. Музыкальное воспитание в СССР, вып.1. – Всесоюзное издательство «Советский композитор», М.,1978. – 486 с.
Баталина-Корнева Е.В.; Лисенкова А.А.; Чудинова М.М.; Ситтикова А.С. «Диалоги о культуре и искусстве»: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь,25–27 окт. 2017 г.). В 2 ч.: ч. 2 / отв. ред. Е.В.; Перм. гос. ин-т культуры. – Пермь, 2017. – 448 с.
Русские певческие праздники продемонстрировали высокий уровень профессионализма, исполнительства, а также способствовали сплочению и культурному общению людей, проживавших на территориях, соседствующих с Россией или её западных уголков [17, с.149-150].
В СССР традиционные массовые выступления самодеятельных и профессиональных хоровых коллективов часто были приурочены к празднованию даты определённых общественных или политических событий. В программе праздников песни сохранялась структура, рассчитанная на несколько дней проведения фестиваля, включающая в себя произведения хоровой классики и сочинения современных композиторов, а также созданные в советский период песни, обработки народных песен. Наряду с выступлениями хоров, со второй половины XX в. регулярно проводились смотры массового народного танца. Наибольшую массовость и систематичность проведения имели праздники песни в прибалтийских республиках: Латвийской ССР, Эстонской ССР и Литовской ССР.