Развитие слуха певца на занятиях сольфеджио и академическим вокалом
Введение
Профессиональный певец обязан владеть своим вокальным аппаратом на высоком уровне, но, помимо этого, он должен обладать глубоким пониманием музыки, чему способствует изучение музыкальных теоретических и практических дисциплин. Но нередко учащиеся вокальных факультетов сосредотачивают своё внимание исключительно на развитии голоса, пренебрегая предметами, существующими для того, чтобы способствовать быстрому и качественному выучиванию оперных партий и камерного репертуара, развитию музыкальности, творческого начала и навыков сценического перевоплощения, воспитанию силы воли и стрессоустойчивости. И часто пренебрежение это связано с отсутствием в учебной практике взаимосвязи между этими дисциплинами и будущей профессиональной деятельностью вокалиста. Одним из предметов, причастных к данной проблеме, является сольфеджио.
Оглавление
Введение…………………...………………………………………………………3
Глава 1. Проблемы преподавания сольфеджио в контексте подготовки академических певцов………………………………….…………………………7
1.1. Развитие слуха вокалиста в трудах исследователей …………..……..……7
1.2. Особенности преподавания сольфеджио в системе отечественного высшего профессионального образования …………………....…………..…..34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа…………………………………..49
2.1. Методические рекомендации по развитию слуха певца…………………49
2.2. Этапы и результаты опытно-экспериментальной работы……………......65
Заключение……………………………………………………………………….86
Список литературы………………………………………………………………88
Приложения……………………………………………………………………...97
Список литературы
Абдуллин Э.Б. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие для вузов под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. 368 с.
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М.: Академия, 2004.
Агарков О.М. Об адекватности восприятия музыкального метра. Сб. Музыкальное искусство и наука, вып. 1. М.: Музыка, 1970.
Адорно Т. Философия новой музыки. Пер. с нем. Б. Скуратова. Вст. ст. К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001. 352 с.
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л.: Музгиз, 1963. 378 с.
Асафьев Б.В. Речевая интонация. М, Л.: Музыка, 1965. 135 с.
Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса: Учебное пособие. СПб.: Планета музыки, Лань, 2016. 180 с.
Базиков A.C. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления: автореф. дис. … д-р иск. М., 2003. 52 с.
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1974. 335 с.
Берак О.Л. Школа ритма: Учеб. пособие по сольфеджио. – Ч. 1: Двухдольность. М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2003. 32 с.
Берак О.Л. Школа ритма: Учеб. пособие по сольфеджио. – Ч. 2: Трехдольность. М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2004. 55 с.
Берак О.Л. Школа ритма: Учеб. пособие по сольфеджио. – Ч. 3: Сложные, смешанные и переменные размеры, полиритмия и полиметрия. М.: Издательство РАМ имени Гнесиных, 2007. 59 с.
Берак О.Л. О воспитании чувства ритма в меняющемся мире // Как преподавать сольфеджио в XXI веке / сост. О. Берак, М. Карасёва. М.: Классика-XXI, 2006. с. 146–162.
Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество // Психология художественного творчества / сост. К.В. Сельчёнок. М., 1991. с. 31-55.
Варламов А.Е. Полная школа пения: Учебное пособие. СПб.: Планета музыки, 2012. 120 с.
Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. М, Л.: изд-во АН СССР, 1948.
Гарсиа М. Полный трактат об искусстве пения. СПб., 2015. с. 414.
В результате сложившегося теоретического и практического опыта в XVII веке появляются первые учебники сольфеджио: «Азбука» А. Мезенца и «мусикийская грамматика» Н. Дилецкого. Интерес представляет то, что уже в «Азбуке» были даны методические рекомендации, посвящённые широте и спокойствию дыхания во время пения упражнений, что напрямую связано с практикой хориста. Тем не менее, основной задачей сольфеджио в те времена стало обучение чтению нот. И это верное педагогическое направление, если бы не методы его реализации. Практиковалось изучение нот и ключей в отрыве от особенностей исполнительской деятельности, подавляющее большинство упражнений основывалось на церковной музыке, что приводило учащихся к малому опыту взаимодействия со светской и народной музыкой. По такому же принципу велось обучение индивидуальным предметам (пению, игре на музыкальных инструментах).