Обучение четвероклассников смысловому чтению на уроках литературного чтения
Введение
Актуальность работы. Современный мир живет в эпоху информационного развития. Человечество имеет доступ к огромному количеству информация, которая является одним из ценнейших ресурсов общества. Зачастую получаемая человеком информация не соответствует как потребностям общества в целом, так и отдельного человека в частности. Имеется склонность необдуманно и легкомысленно усваивать любую получаемую информацию, которая попадает в наше поле зрения. В сложившейся ситуации одна из главных задач школы это обучение школьников осознанному получению информации путем осмысленного чтения. Осмысленное получение информации, через чтение является ключом к успеху в обучении, само же чтение является средством самореализации и тесным взаимодействием с окружающей действительностью. В таких условиях современной образовательной системе необходимо ставить перед собой цель обучать и воспитывать духовно развитых, способных быстро адаптироваться к стремительным изменениям в окружающем мире.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения смысловому чтению четвероклассников на уроках литературы
1.1. Понятие смыслового чтения и его формирование у четвероклассников
1.2. Возрастные особенности формирования смыслового чтения у учащихся начальных классов
1.3. Методы и приемы формирования умений смыслового чтения у младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование обучения смысловому чтению четвероклассников на уроках литературы
2.1Диагностика уровня сформированости умений смыслового чтения у четвероклассников
2.2 Разработка и проведение серии уроков литературного чтения, направленных на формирование умений смыслового чтения у четвероклассников
2.3 Динамика сформированости умений смыслового чтения у четвероклассников после проведения экспериментальной работы
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература
Приложения
1. Агафонова, Л. Н. Смысловое чтение как метапредметный результат обучения в контексте вопроса о гуманитаризации физико-математического образования / Л. Н. Агафонова // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы Всероссийской научно-практической конференции – «Издательский дом «Среда», 2021. – С. 190-194.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Л., 1969. – 107 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
4. Бондина Е.Н. Смысловое чтение и работа с текстом / Е.Н. Бондина [электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://byxsow.edumsko.ru/uploads/3000/2598/docs_preview/doc_431030.pdf
5. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка. / Ф.И. Буслаев – [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://az.lib.ru/b/buslaew_f_i/text_1844_o_prepodavanii_oldorfo.shtml
6. Веккессер, М.В. Оценивание как компонент учебной деятельности в школе / М.В. Веккесер // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-3. С.53-56.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1991. – 476 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1991. – 476 с.)
9. Галактионова, Т. Г. «Чтение +»: подготовка педагогов и библиотекарей к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»: учебное пособие: [16+] / сост. и науч. ред. Т. Г. Галактионова. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2018. – 164 с.: [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493497
10. Долгова, О.В. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Чтение (Диагностика читательской компетенции). 4 класс: учебное пособие / О.В. Долгова, С.Д. Маркова. – Москва: Интеллект центр, 2018. – 120 с.
1 задача.Раскрыть понятие смыслового чтения в психолого-педагогической, научной и методической литературе.
Анализ психолого-педагогической литературы сделать следующий вывод: Смысловое чтение, несмотря на наличие различных определений, ученые определяют, как способность целостно на уровне смысла воспринимать информацию. Смысловое чтение необходимо отличать от технического чтения. Смысловое чтение подразумевает владение определенными умениями и является более сложным процессом, в отличие от технического чтения.
2 задача.Охарактеризовать возрастные особенности формирования смыслового чтения младших школьников.