Использование метода проектов в преподавании истории при изучении периода правления Петра I
Актуальность данной работы определяется тем, что одним из направлений реализации ФГОС общеобразовательных учреждений на сегодняшний день становится вовлечение учащихся в различные виды активной деятельности с целью формирования у них ключевой компетенции – потребности формирования знаний, умений и навыков, а также навыков мобилизации полученных знаний и умений, поиска решений в проблемных ситуациях. Данным требованиям соответствует метод проектов.
В соответствии со ФГОС СОО подготовлена федеральная общеобразовательная программа СОО, направленная на получение возможности выпускнику на углубленном уровне по предмету «История» научиться:
– анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого;
– на основе анализа историографии определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий;
– при работе с историческими документами (проблема принадлежности и достоверности, обстоятельств создания, позиций авторов и др.), использовать элементы источниковедческого анализа .
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы метода проектов 11
1.1. Развитие теории проектного обучения в мировой и отечественной педагогике 11
1.2. Общая характеристика метода проектов 18
Глава 2. Методика реализации метода проектов 23
2.1. Реализация метода проектов на уроках истории в школе 20-х годов 23
2.2. Реализация метода проектов на уроках истории в рамках концепции исторического образования Ю. Л. Троицкого 30
Глава 3. Методические разработки уроков в 8 классе. Глава I «Россия в эпоху преобразований Петра I». Выполнение исследования (исторического проекта) на уроке – практикуме. 37
3.1. Обоснование концепций методических разработок 37
3.2. Методическая разработка вводно – мотивационного урока в 8 классе. Глава I. «Россия в эпоху преобразований Петра I». 42
3.3. Методическая разработка урока решения частной учебной задачи в 8 классе по теме: «Великая Северная Война 1700–1721». 46
3.4. Методическая разработка урока – практикума в 8 классе по теме: «Реформы управления Петра I» 53
3.5. Методическая разработка повторительно – обобщающего урока в 8 классе. Глава I. «Россия в эпоху преобразований Петра I». 57
3.6. Методическая разработка урока контроля в 8 классе. Глава I. «Россия в эпоху преобразований Петра I». 61
Заключение 67
Список используемой литературы 71
Приложения 81
Приложение 1. Петр I о битве под Нарвой 81
Приложение 2. Ништатский мирный договор от 30 августа 1721 г. 82
Приложение 3. Указ Петра I от 22 февраля 1711 г. об учреждении Правительствующего Сената 83
Приложение 4. Указ Петра I от 2 марта 1711 г. о круге вопросов, подлежащих особому вниманию Сената 84
Приложение 5. О штате коллегий и о времени открытия оных 1717 г. 85
Приложение 6. Об управлении во всех коллегиях и в губерниях дел с 1720 года по новому порядку и о разделении дел между коллегиями 1718 г. 86
Приложение 7. Указ о фискалах и о их должности и действии от 17 марта 1714 г. 87
Приложение 8. Указ о единонаследии от 23 марта 1714 г. 89
Приложение 9. Табель о рангах от 24 января 1722 г. 91
Приложение 10. Учреждение губерний (1709 г.) 93
Приложение 11. Регламент или устав Главнаго магистрата (1721 г., января 16) 94
Приложение 12. Манифест об учреждении духовной коллегии от 25 января 1721 г» 95
Приложение 13. Схема Северной войны 96
Приложение 14. С. Ф. Платонов о Сенате. 97
Приложение 15. Ответы. Вводно – мотивационный урок в 8 классе. Глава I. «Россия в эпоху преобразований Петра I». 98
Приложение 16. Ответы. Урок решения частной учебной задачи в 8 классе по теме: «Великая Северная Война 1700–1721». 100
Приложение 17. Ответы. Урок – практикум в 8 классе по теме: «Реформы управления Петра I» 102
Приложение 18. Ответы. Повторительно – обобщающий урок в 8 классе. Глава I. «Россия в эпоху преобразований Петра I». 107
Приложение 19. Система оценивания. Урок контроля в 8 классе. Глава I. «Россия в эпоху преобразований Петра I». 108
Приложение 20. Материалы к вводно-мотивационному уроку в 8 классе. Глава I. «Россия в эпоху преобразований Петра I». 111
Приложение 21. Материалы к уроку решения частной учебной задачи в 8 классе по теме: «Великая Северная Война 1700–1721». 113
Приложение 22. Материалы к уроку – практикуму в 8 классе по теме: «Реформы управления Петра I» 114
Не найдено
В учебниках по истории того времени основной единицей предъявления содержания учебного материала был параграф. В данной рабочей книге авторы создают систему уроков–практикумов, где единицей измерения учебного материала является тематические задание. Отказавшись от изложения исторических событий по параграфам/главам, авторы рабочей книги предлагают задание, на основе подборки исторических документов, включая зрительный ряд. Таким образом, содержание учебного материала могло быть раскрыто только при выполнении учащимися данных заданий. Для акцентирования учащихся на ключевых моментах авторы рабочей книги предлагают вопросы к документам. Такое построение учебного процесса давало возможность учащимся самостоятельно находить информацию, а не читать не понимая, и не запоминая уже готовый параграф в учебнике.