Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях
ВВЕДЕНИЕВ настоящее время происходит переориентация целей начального образования в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования. Среди приоритетов- обеспечение условий для сохранения и укрепления благополучия учащихся, совершенствование и развитие регулятивных и познавательных учебных действий учащихся. Исследования нейробиологов и психологов установили взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой. Проекцией двигательной коры головного мозга является треть кисти руки, расположенная близко к речевой области мозга.
Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мыслительных операций может повысить компетентность коры головного мозга детей и способствовать формированию речевых функций. Это объясняется тем, что речь является многофункциональным образованием, влияющим на психическое развитие.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I.ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ 6
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 10
1.3 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОНР 19
1.4 ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ МОТОРНОГО ПРАКСИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. 22
1.5 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРНОГО ПРАКСИСА. 27
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I 30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТОРНОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. 31
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 31
2.2 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 32
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II 40
ГЛАВА Ш. ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. 41
3.1 ОПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР. 41
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ III 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Список литературыАндреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 – х частях. 4.1. Устная связная речь. Лексика. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2021. – 184 с.
Андрианова, Д. В. Развитие речи детей дошкольного возраста через лего-конструирование / Д. В. Андрианова // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 9. – С. 9–10.
Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи /Е.Ф.Архипова // Современное дошкольное образование. - 2017. - № 19. - С. 38–43.
Архипова, Е.Ф. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей - М.: Астрель, 2017.
Афонина, Н. Массаж карандашом : Приемы для развития мелкой моторики рук / Н. Афонина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 8. – С. 26–31.
Бабина, Г.В., Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез. Монография – М.: Прометей, 2022. – 218 с.
Баранюк, И. В. Песочная терапия в работе с современными дошкольниками / И. В. Баранюк // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 10. – С. 6–11.
Белая, А.Е. Пальчиковые игры. - М.: Астрель, 2011.
Белякова О.В. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ, 2009. 240 с.
Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность. – М.: RUGRAM, 2022. – 496 с.
Бехтерев, В. М. Мозг и разум. Физиология мышления - М.: АСТ, 2022. – 256 с.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2019
Вавилова, А. В., Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С.495-497.
Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика – М.: Детство-Пресс, 2010. - 352 c.
Выготский, Л. С. Основы дефектологии — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 332 с.
Гаврина, С.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. Подготовка к школе. 5+. ФГОС ДО - М: Экзамен, 2017.
Галкина, Г. Г. Пальцы помогают говорить. - М.: Гном, 2021.
Эти особенности мешают им участвовать в учебной и игровой деятельности и вовремя переключаться с одного объекта на другой. Для них также характерны быстрая утомляемость, рассеянность и повышенная утомляемость, что приводит к различного рода ошибкам при выполнении заданий.
У многих детей с общим недоразвитием речи нарушена моторика артикуляционного аппарата: изменен мышечный тонус голосовых органов,з атруднено различение мелкой артикуляции, ограничены волевые движения.
С речевыми нарушениями тесно связаны нарушения мелкой моторики.
К ним относятся плохая координация пальцев, медленные и неловкие движения и неспособность выйти из одного положения.
Эти нарушения в развитии детей с нарушениями речи непреодолеваются спонтанно. Поэтому они требуют специальной коррекционной работы со стороны учителей.