Принципы применения на уроках русского языка наглядности, аудио и видеоресурсов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что применение наглядности, аудио и видеоресурсов на уроках русского языка очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний, кроме того, учителя имеют потребность в реализации эффективных методов использования наглядности. Наглядность повышает интерес и внимание учащихся, содействует полному пониманию, глубокому осмыслению и прочному усвоению изучаемого материала.Цель работы: выявить эффективность усвоения нового материала на уроках русского языка с использованием наглядности.Цель конкретизировалась в следующих задачах:- рассмотреть роль наглядности на уроках русского языка;- различить особенности использования наглядных пособий;- рассмотреть виды наглядности как средства обучения школьников;- изучить принципы использования наглядных пособий на уроках русского языка;Объект исследования: образовательный процесс урока русского языка.Предмет исследования: использование наглядности на уроках русского языка.Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, способствуют прочному усвоению знаний, экономят время учителей.Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Роль наглядности как средства обучения на уроках русского языка.................................................................................................................. 4-6
1.2 Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе…………………………………………....………………….. 7-13
1.3 Различные виды наглядности как средства обучения школьников .................................................................................................... 14-18
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ, АУДИО И ВИДЕОРЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Использование аудиоресурсов на уроках русского языка................................................................................................................. 19-23
2.2 Использование наглядности на уроках русского языка в 9 классе…………………...…………………...........................….......……....... 24-31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…….. 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Архипова Е. В., Воителева Т. М., Дейкина А. Д. и др.,Теория и практика обучения русскому языку; под ред. Р. Б. Сабаткоева. – 3-е изд.: Издательский цент «Академия», 2008. – 336с.
Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. Москва : Учпедгиз, 1960- М, 2000. 311с.
Ладыженская Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка. 5 класс. — М., 1995.
Методика обучения русскому языку. Е. С. Антонова, Т. М. Вонтелева, - Издательский центр «Академия», 2015. 400с. – 48-50стр.
Денисевич Г. В. Урок русского языка и методика его проведения. — Курск, 2006. Курск : Кн. изд-во, 1956., 44c.
Педагогика: Крат.кур: Учеб. пособие/ И. Ф. Харламов. Издательство «Вышэйшая школа» Минск. 2003. – 272с. – 104-107стр.
Безрукова В. С. Всё о современном уроке: проблемы и решения. Библиотека журнала «Директор школы» – Москва: Сентябрь, 2004. 127с.
Греков В. Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. - 44-е изд. М.: Просвещение, 2008. 285с.
Юрова С. Н. Уроки русского языка и литературы в школе. Республиканский учебно – методический журнал. №5(62)2019. 54с.
Евдокимов В. И. К вопросу об использовании наглядности в школе. — СПб, 2002. – С. 212.
Воронин Ю. А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя.// Педагогика. – 2003.№8.
Маликова С. Б., Насонова Л. В. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. – М.: Бизнес Меридиан, 2011.
Новиков С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. – 2003. №9.
Семушина А. Г., Ярошенко Н. Г. «Содержание и технологии обучении в средних специальных учебных заведениях», Москва, изд. «Мастерство», 2001г.
После просмотра кинофильма необходимо выяснить общее впечатление, которое он на них произвел: что запомнилось, что понравилось и т.п. Это позволит определить, кто из учащихся был внимателен при просмотре фильма, кто из них более полно осознал его содержание. Следовательно, и дальнейшая беседа с учащимися будет более плодотворной.В ходе выполнения специальных заданий, направленных на познание языковых явлений или на развитие речи, учитель подводит учащихся к необходимым выводам. Во время беседы со школьниками полезно научить их делать записи, которые впоследствии облегчат выполнение заданий, связанных с просмотром фильма: наброски плана или композиционной схемы будущего высказывания, лексику, новую для учащихся и необходимую для будущей работы, начерно оформленные фрагменты текста и т.п.Работа по кинофильму должна заканчивается выполнением самостоятельных заданий (домашних или классных), обусловленных содержанием фильма и его назначением: подготовкой устных и письменных высказываний разных жанров [5, с.17].В настоящее время арсенал средств наглядности расширяется и пополняется. Так, на уроках русского языка в учебных целях используются радио- и телепередачи, компьютерная и лингафонная техника. Работа над правилом (или блоком правил) на первом этапе предполагает изучение или повторение соответствующего материала школьного учебника. После этого школьники с помощью серии компьютерных программ еще раз изучают нормы правописания, затем тренируются в выборе написания на основе алгоритма, заложенного в программе, контролируя свои действия на всех этапах применения правила, включая последний, заключительный этап, на котором осуществляется выбор написания. С помощью компьютера школьники овладевают орфографическим разбором, схема которого предъявляется компьютером, что позволяет судить об уровне овладения учащимися орфографической теорией, а также об умении применять эту теорию в практической деятельности.В заключении можно сказать, что наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить. Использовать различные виды в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает их внимание и мешает восприятию главного. Еще надо учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообразных средств наглядности. В общем наглядность должна эстетически воспитывать.