Развитие связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе использования мнемотехники
Введение
Речь играет важную роль в жизни каждого человека. С помощью речи человек коммуницирует с окружающими, выражает свои мысли. Именно поэтому так значимо речевое развитие, особенно в дошкольном возрасте, когда происходит наиболее активное формирование речи. Можно сказать, что на сегодняшний день развитие речи в дошкольных учреждениях является актуальной и острой проблемой, так как зачастую в детских садах отсутствуют должности логопеда и многие обязанности в формировании речи ребенка перекладываются на воспитателей. При этом отмечается недостаточность методического обеспечения логопедической работы по формированию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Именно поэтому важно изучать данную тему. Проблема развития речи является актуальной и по той причине, что с каждым годом растет процент детей с нарушениями речи, на что влияет множество факторов.
В развитии связной речи наглядно наблюдается тесная связь речевого развития вместе с умственным развитием детей, развитием
Оглавление
Введение 4
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе мнемотехники 7
1.1.Характеристика связного речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития связного речевого высказывания у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 14
1.3. Мнемотехника и особенности ее применения в процессе развития связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 20
Выводы по I главе 30
Глава II. Экспериментальная работа по выявлению влияния мнемотехники на развитие связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 31
2.1. Диагностика уровня развития связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 31
2.2. Педагогические условия развития связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе мнемотехники 43
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе использования мнемотехники 46
Выводы по II главе 51
Заключение 52
Список использованных источников 56
Приложения 62
Приложение 1 62
Приложение 2 63
Приложение 3 64
Приложение 4 65
Приложение 5 65
Список использованных источников
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва : Просвещение, 2018. – 206 с.
2. Андреева И.В. Мнемотехника в современном образовании /И.В.Андреева//Учебно–исследовательская и практическая деятельность всовременном экологическом образовании. – 2017. – С. 48–49
3. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2011. – 254 c.
4. Анохин П. К. Очерки физиологии функциональных систем/ П. К. Анохин. – Москва : Академия, 2019. – 400 с.
5. Артемова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е. Э. Артемова. – Москва : Мозаика–Синтез, 2019. – 272 с.
6. Архипова Е. Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ: Астрель, 2018. – 256 с.
7. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва: АСТ : Астрель. –2017. – 331 c.
8. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – Москва: Энциклопедия. – 2016. – 606 с.
9. Бабина Г. В. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией / Г. В. Бабина. – СПб. – 2020. –180 с.
10. Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС. – 2019. – 287 с.
11. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова. // Молодой ученый. – 2016. №7. 6. – С. 35–38.
12. Волкова Г. А. Методика психолого–логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн. – метод. пособие / Г. А. Волкова. – СПб. : Детство–пресс. 2013. – 144 с.
13. Воробьева В. К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией. Недоразвитие и утрата речи / В. К. Воробьева. – М. :Академия. – 2018. – 88 с.
14. Выготский Л. С. Детская речь, переизд. / Л. С. Выготский. – Москва: Просвещение. – 2016. – 420 с.
15. Галкина С. Ф. Профилактика речевых нарушений
3.Мнемотаблицы – представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, с помощью которых можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение. Важно передать условно-наглядную схему, изобразив ее таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям. В логопедии мнемотаблицы могут представляться в таких формах:
-Сенсорно-графических схем (В. К. Воробьева). Эти схемы могут помочь детям ознакомиться с: логической структурой мысли отдельного предложения (вычленяя предмет сообщения и того, что сообщается о предмете), с правилами смысловой связи предложений (выясняя то, как сообщается, рассказывается о предмете или событии, закрепления у детей представления о том, что рассказ состоит из нескольких предложений), с правилами построения рассказа [13].При создании схемы повествовательного рассказа, де