Эстетическое воспитание детей и молодежи на основе традиционной народной культуры (на примере Тюменской области)

Скачать отлично выполненную магистерскую диссертацию на тему: "Эстетическое воспитание детей и молодежи на основе традиционной народной культуры (на примере Тюменской области)". В которой раскрыты теоретические аспекты и проблематика эстетического воспитания детей и молодежи. Рассмотрен опыт использования современных культурных практик эстетического воспитания детей и молодежи в Тюменской области. В работу также включено объемное приложение по теме исследования.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
18.11.2024
Объем файла
16935 Кб
Количество страниц
117
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4880 руб.
6100 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Народное искусство было и остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры, оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На Земле живет множество народов, и каждый народ – замечательный художник, создатель прекрасного и своеобразного мира, порожденного его трудом и родной природой. Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей родиной. При изучении младшим поколением народной художественной культуры, особенно региональной, открываются широкие возможности для развития творческого потенциала детей и молодежи, их эстетического воспитания.
«Профессиональное» использование средств народной художественной культуры и эстетического воспитания детей начиналось на Руси в XV в., когда оформился особый, контрастный по отношению к западноевропейскому, культурный мир. В нем вырабатывалось особое отношение к общечеловеческим ценностям и способам передачи их от поколения к поколению.
Ни один язык и ни один обычай и обряд н

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей и молодежи средствами народной художественной культуры……………………………...8
1.1  Проблемы  эстетического воспитания детей и молодежи в современном социуме………………………………………………………….....8
1.2  Народная художественная культура как культурно-досуговый компонент эстетического воспитания детей и молодежи…………………12
1.3 Становление и развитие народной художественной культуры в Тюменской области: сравнительный анализ………………………….........23
Глава 2. Использование современных культурных практик эстетического воспитания детей и молодежи: опыт внедрения в Тюменской области…………………………40
2.1 Региональная школа фольклора «Росстань» как центр сохранения традиционной народной культуры…………………………………………..…40
2.2 Детская школа искусств «Этюд»: диагностика деятельности   по развитию эстетической культуры у детей ……………………………………..59
2.3 Реализация культурно-просветительского проекта «Фольклорные жемчужины Тюменской области»……………………………………………...66
2.4 Реализация проекта «Folk-пространство «Перекрёсток традиций».73 
Заключение……………………………………………………………………….82
Библиографический список…..…………………………………………………85
Приложение 1. Фотоматериалы реализации образовательно-культурного проекта  «Мир народной культуры» …………………………………………...90
Приложение 2. Фотоматериалы реализации межведомственного образовательного проекта  «Академия творчества» (организатор – МАУ ДО «ДШИ «Этюд»)…………………………………………………………………..91
Приложение 3. Фотоматериалы - Фольклорные ансамбли региональной школы фольклора «Росстань»…………………………………………………..93
Приложение 4. Фотоматериалы - Учебно-методические материалы (автор – Дёмина Лилия Васильевна) ……………………………………………………96
Приложение 5. Фотоматериалы -  Участники фестиваля-конкурса «Сибирские родники» …………………………………………………………..98
Приложение 6. СМИ о вкладе региональной школы фольклора «Росстань» в сохранение и популяризацию традиционной народной культуры Тюменской области…………………………………………………………………….…….100
Приложение 7. Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2021 года № 745 о проведении в 2022 году в Российской Федерации Года культурного наследия народов России……………………………………….104
Приложение 8. План-сценарий театрализованного представления «От Масленицы до Троицы».……………………………………………………….105
Приложение 9. Сценарий праздничного познавательного мероприятия «Дружно мы Весну встречаем!»………………………………………………113
Приложение 10. Сценарий реконструкции и проведения обрядового праздника «Ивана Купала»…………………………………………………….120
Приложение 11. Фотоматериалы реализации культурно-просветительского проекта «Фольклорные жемчужины Тюменской области»…………………123
Приложение 12. Фотоматериалы реализации проекта Folk-пространство «Перекрёсток традиций»………………………………………………………128
Приложение 13. Презентация проекта «Folk-пространство «Перекресток традиций»……………………………………………………………………….134
Приложение 14. Публикации СМИ о реализации проекта Folk-пространство «Перекрёсток традиций»………………………………………………………142

Библиографический список

1. Атоманенко, О.А. Формирование досуговой культуры молодежи: сущностные характеристики / О.А. Атоманенко, Н.Н. Калашникова  // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2018/article/2018004316">https://scienceforum.ru/2018/article/2018004316</a> (дата обращения:  14.01.2022)

2. Гаджиев, Н. М. Этнокультурный подход к семейному воспитанию дошкольника / Н. М. Гаджиев. Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия. Материалы X международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум 2018»

3. Григорьева, Е. И. Об особенностях российской народной традиционной культуры и ее использовании в культуроохранных технологиях социально-культурной деятельности. / Е. И. Григорьева // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации №1 (1) -  2017. - c. 102-105

4. Гриценко, Г.А. Роль народных традиций в эстетическом воспитании школьников/ Г.А. Гриценко [Текст] Методическая разработка. Муниципальное учреждение дополнительного образования-Центр внешкольной работы г. Маркс Саратовской области. Ресурсы Интернет. Режим доступа https://infourok.ru/rol-narodnih-tradiciy-v-esteticheskom-vospitanii-shkolnikov-2189793.html

5. Дёмина, Л.В. История собирания и изучения народно-песенной культуры на территории Западно-Сибирского Зауралья (XIX–XXI вв.)  / Л.В.  Дёмина [Текст]// Вестник ТГУ, выпуск 11 (103), 2011).

6. Дёмина, Л.В. Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований на тему «Феномен песенной культуры русского населения Среднего Зауралья» / Л.В.  Дёмина [Текст] (https://famous-scientists.ru/list/12027)

7. Дёмина, Л.В. Отчет по реализации Культурно-просветительского проекта «Фольклорные жемчужины Тюменской области»

8. Дёмина, Л.В. Песенная культура русского населения юга Тюменской области [Текст] : монография / Л. В. Демина [Текст]. – Тюмень.  2013. – 284 с.

9. Дёмина, Л.В. Празднично-обрядовая культура как целостное явление традиционной культуры (на примере Тюменской области) / Л.В.  Дёмина [Текст]// ВЕСТНИК МГУКИ июль–август 4 (30) 2009 г.

10. Дёмина, Л.В. Сохранение и способы трансляции традиционной народной культуры в современном обществе (Западно-Сибирское Зауралье)/ Л.В.  Дёмина [Текст]// ВЕСТНИК МГУКИ, выпуск 2 (40), март-апрель 2011, с. 61-66

11. Дёмина, Л.В. Традиционная народная культура в воспитании молодежи. Научная статья по искусствоведению/ Л.В.  Дёмина [Текст]// Вестник ТГУ, выпуск 8 (76), 2009 (https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-narodnaya-kultura-v-vospitanii-molodezhi)

12. Дёмина, Л.В. Традиционная народная культура и ее воспроизводство в современном обществе (на примере Тюменской области)/ Л.В.  Дёмина [Текст]// «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с. (http://greyish.ru/?p=1184)

13. Мехнецов, А. М. Традиция как основополагающий принцип народной музыкальной культуры / А.М. Мехнецов // Русская народная песня: Стиль, жанр, традиция: Сб. науч. ст. Л.: Изд-во Ленингр. гос.консерватории, 1985. - с. 5–19.

14. Михайлова, Н.Г. Народная культура; современные подходы к исследованию / Н.Г. Михайлова // Культурные миры: Материалы научной конференции «Типология и типы культур» (20 марта 2000, Москва). Министерство культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. Москва. -  2001. -  с. 158-164

15. Мусакулова, Д.А. Особенности использования фольклора в культурно-досуговой работе / Д.А. Мусакулова. – Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч.  конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – Т. 0. – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 205-207. – URL: https://mojuch.ru/conf/ped/archive/99/4766/ (дата обращения: 14.01.2022)

16. Никитина, И. Перекресток тысячи дорог. / И. Никитина // Раздел «Национальные герои». Журнал «Мир национальностей» №1 (24) 2020 сентябрь/ АО «Тюменский издательский дом». Заказ №2245. Тираж 500 экз., с. 30-38

17. Официальная группа МАУ ДО «Д

Просветительская работа в области грамотного и корректного использования фольклорных образцов традиционной культуры, учитывая современное ее состояние и развитие;
Организация мастер-классов, семинаров и практикумов по различным видам народного творчества в районах Тюменской области.
Предпосылками к возникновению такого информационно-практического ресурса стали безусловное сохранение, развитие и пропаганда традиционной народной культуры Тюменской области. Основными направлениями его работы являются:
1. Научно-исследовательское - организовано 60 фольклорно-этнографических экспедиций в 26 муниципальных районов Тюменской области (1986–2022 годы; руководитель Л.В. Дёмина), собрано более 15 000 фольклорных образцов, создан каталог фольклорно-этнографического материала старожилов и новопоселенцев региона; изданы и составлены учебно-методические пособия с нотным материал