Особенности физического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста на материале сюжетно-ролевых подвижных игр
Введение
В детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой, в последствие формируется вся двигательная деятельность человека. Сюжетно - ролевая подвижная игра является условием формирования двигательной активности детей, а также стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер ребенка, становится очевидной необходимость интенсивной научной и практической разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста средствами подвижной игры.
Анализ литературы свидетельствует о том, что традиционные физкультурные занятия малоэффективны без использования правильно подобранных подвижных игр.
Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей, педагогов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы физического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста ………………………………………………...7
1.1 Исследование проблемы физического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………..…….….7
1.2 Особенности физического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста …..………………………………………………….…..14
1.3 Руководство сюжетно-ролевыми подвижными играми как один из методов физического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста………………………………….…………………………………….....20
Выводы по первой главе……………………………………..………………….26
Глава 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования …………………………………………………......28
2.2 Организация исследования ………………………………………………..28
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по физическому воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста………..………………….31
3.1 Диагностика физического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста…………………………………………………………...31
3.2 Программа физического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста на материале сюжетно – ролевых подвижных игр….35
3.3 Оценка эффективности экспериментальной методики физического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста ……..……..52
Выводы по третьей главе………………………………………….…………….57
Выводы…………………………………………………………….....................58
Список используемых источников……………………………………………..60
Приложение………………………………………………………………………64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акулова Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр // Наука, образование, общество. 2015. № 4 (6). С. 38-52.0
Алябьева Н. В. Профессиональная подготовка педагога дошкольного образования в области физической культуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. №3 - С. 26 – 29.
Арнаут К.М. Роль подвижных игр в психическом развитии детей дошкольного возраста // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2013. № 1. С. 167-170.
Бочарова, Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методическое пособие / Н. И. Бочарова. – М. : Центр педагогического образования, 2007. – 176 с.
Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 160 с.
Вершинин М.А., Финогенова Н.В. Двигательная деятельность игровой направленности как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста // Культура физическая и здоровье. 2014. № 4 (51). С. 75-77.
Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д. Глазырина. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 62 с.
Горькова, Л. Г. Занятия физической культурой в ДОУ: основные виды, сценарии занятий / Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. – М. : 5 за знания, 2005. – 112 с.
Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков. - М.: ИЦ "Академия", 2002. - 160 с.
Киракосян К. Э., Савенко Т. М. Психологическая грамотность и компетентность современного педагога // Молодой ученый. 2015. №24. — С. 1081-1083.
Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. «Воспитатель по физической культуре в ДОУ». - М.,2004
Красовских Т. И., Млечко А. В. Педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования // Молодой ученый. 2015. №8. — С. 852-855.
В скелете преобладает хрящевая ткань, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей, поэтому так важно в этом возрасте развивать физические качества, в особенности гибкость.
Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Не смотря на это, дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости.
К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, бег, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.
Ученные заметили такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития.