Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности студентов вуза
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социокультурная, политическая, образовательная ситуация в современных полиэтнических государствах характеризуется ростом этнической идентичности. Наблюдается своего рода ренессанс этнической самоидентификации и национального самосознания.
Этничность не заложена в человеке изначально. Она приобретается в процессе его социализации и образовательной деятельности. Образование – это историко-культурный феномен, процесс и условие развития духовных начал народа и каждого индивида. Человек образовывается в смысловом поле определенных знаков, значений, нравов, ценностей, идеалов, присущих конкретному народу. Поэтому образование призвано быть национальным по содержанию и характеру. Цель системы образования – воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса.
В ситуации становления новой казахской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства Республики Казахстан одним из важнейших условий ф
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 10
1.1. Характерные тенденции в современных исследованиях процесса формирования этнокультурной компетентности студентов вуза 10
1.2. Методологические подходы к исследованию процесса формирования этнокультурной компетентности студентов вуза 20
1.3. Содержание и структура этнокультурной компетентности студентов вуза 27
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 41
2.1. Организации и методики исследования 41
2.2. Возможности целостного педагогического процесса вуза по формированию этнокультурной компетентности студентов вуза 46
2.3. Педагогические технологии в формировании этнокультурной компетентности студентов вуза 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айтжанова Р.М. Роль этнического воспитания в формировании субъекта этноса // Вестник КарГУ, 2004. – №2. – С. 165-168.
2. Арсалиев Ш.М.-Х. Методология современной этнопедагогики. – т М., 2013. – 291 с.
3. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М., 1989. – 243 с.
4. Арынгазин К.М. Введение в естественнонаучные основы смысловой педагогики. – Караганда: «Болашак-Баспа» – Рауан, 2005. – 303 с.
5. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. – Москва, 2006. – 264 с.
6. Бердяев H.A. Судьба России. Опыты по психологии борьбы и национальности. – М., 1990.
7. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. – М., 1987.
8. Волков Г.Н. Этнокультурная направленность ценностных ориентаций // Гегярлт, № 1,2. – 2006. – С. 12-18.
9. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. – 160 с.
10. Грива О. А. Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). – М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – С. 231–251.
11. Давыдов Ю.Н. Культура - природа - традиция // Традиции в истории культуры. – М., 1983. – с. 50 – 56.
12. Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. – М., 2000. – 495 с.
13. Зимняя И.А. О модели поэтапных требований к развитию общей культуры личности в системе непрерывного образования. – М., 1998. – 31 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2003. – 386 с.
15. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрение народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 2016. – 168 с.
16. Исаев И.Ф. Теория и практика
Именно совокупность данных подходов лежит в рамках личностно-ориентированной образовательной парадигмы образования, их многофункциональность позволяет обеспечить качество образования и процесс формирования этнокультурной компетентности студентов.
Этнокультурнокомпетентная личность (как результат функционирования системы образования) владеет не только этнокультурными знаниями, профессионализмом, высокими моральными качествами, но и способна адекватно действовать в соответствующих ситуациях, используя эти знания, способна взять ответственность за собственную этнокультурную деятельность. Структурными компонентами этнокультурной компетентности в ходе исследования были выделены: личностно-гуманитарная направленность этнокультурной деятельности; системное восприятие этнокультурной реальности и системная этнокультурная деятельность в ней, что обеспечивает возможность целостного, структурированного видения логики этнокультурных моментов педагогического