Особенности оказания индивидуальной помощи младшим школьникам, отстающим в учении
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что преодоление неуспеваемости младших школьников является важнейшей задачей педагогики, ведь систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества, а это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной и экономической точек зрения. Оказание своевременной и правильно организованной индивидуальной помощи младшим школьникам, отстающим в учении, таким образом, является важнейшей задачей начальной школы.
Цель настоящего исследования – выявить особенности оказания индивидуальной помощи младшим школьникам, отстающим в учении.
Объект исследования курсовой работы – школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема.
Предметом настоящего исследования являются современные подходы к оказанию индивидуальной помощи младшим школьникам, отстающим в учении.
Указанная цель обусловила постановк
Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы школьной неуспеваемости 6
1.1. Характеристика понятия «школьная неуспеваемость» 6
1.2. Причины возникновения неуспеваемости школьников 9
1.3. Пути, формы и способы помощи школьникам, отстающим в обучении 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по преодолению неуспеваемости младших школьников посредством индивидуальной помощи 16
2.1. Констатирующая диагностика 16
2.2. Содержание формирующего этапа и его результаты 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 36
Список использованной литературы
1. Амбалова, С.А. Психологические проблемы учеников младших классов средней общеобразовательной школы / С.А. Амбалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. № 4 (25). - С. 280-283
2. Антипова, И.В. Неуспеваемость младших школьников как психолого-педагогическая проблема / И.В. Антипова, Л.Ф. Алимская // Инновационные стратегии развития педагогического образования: сб. науч. трудов ХШ междунар. очно-заочной науч.-метод. конф.: в 2 ч. - 2017. - С. 12-14.
3. Артищева, Е.А. Отставание, неуспеваемость и коррекция знаний как общая проблема педагогики и педагогических измерений / Е.А. Артищева // Педагогические измерения. – 2020. – №6. – С. 54-69.
4. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: автореферат канд. дис. / А.А. Бударный. – М.: Просвещение, 2015. – 521 с.
5. Гафарова, Р.И. Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы / Р.И. Гафарова, Е.В. Головнева // Научный альманах. - 2017. - № 2-2 (28). - С. 77-80.
6. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2015. – 326 с.
7. Гизатуллина, Д. Х. Когда учиться трудно / Д.Х. Гизатуллина. – М: Академия, 2018. – 210 с.
8. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0070/2_0070-235.shtml (дата обращения: 19.09.2022).
9. Игнатенко, М.В. Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников / М.В. Игнатенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 199-202.
10. Ищеева-Филатова, М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся / М.М. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 2020. – 432 с.
11. Кадралина, Ш.К. Проблемы школьной
В ходе изучения медицинских карт выделенных семи неуспевающих учеников отклонений в физическом и физиологическом развитии у них выявлено не было.
По итогам беседы с учителем данного класса и школьным психологом определены психолого-педагогические особенности детей с неуспеваемостью – учащихся 3 «Б» класса МОУ СОШ № 22: это «западание» в развитии психических процессов: неразвитость познавательных процессов; невнимательность и рассеянность; высокая общая тревожность; неусидчивость/гиперактивность; невнимательность; постоянное отвлечение на уроках; боязнь устных ответов; недостаточная подготовка к урокам дома. Исходя из наблюдений за учебным процессом в 3 «Б», были выявлены следующие недочеты в учебном процессе, которые можно обозначить как педагогические причины школьной неуспеваемости данных учеников:
высокий темп работы на уроках;
отсутствие индивидуального п