Коррекционная работа с младшими школьниками агрессивного поведения
Введение
Актуальность: актуальность данной проблемы определяется возросшим вниманием к проявлениям агрессии младших школьников со стороны педагогов, психологов, социологов.
Проблему проявлений агрессии у детей младшего школьного возраста следует считать недостаточно изученной только потому, что нет единого определения понятия агрессии. Исследования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста проводились зарубежными и отечественными учеными: А. Басс, Л. Берковиц, К. Лоренц, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др. Они предлагают различные методы и способы коррекции агрессивного поведения младших школьников. Причинами агрессивного поведения авторы называют нарушения в мотивационной и эмоционально-волевой сферах, также причиной является нарушение эмоциональных связей в семье.
Слово «aggredi» (от латинского) означает «нападение». Данное явление связывают с гневом, желанием навредить, негативными установками и действиями.
Агрессивное поведение направлено на нанесение физичес
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте 5
1.1 Понятие агрессивного поведения в отечественной и зарубежной научной литературе 5
1.2 Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте 10
1.3 Средства коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте 19
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения младших школьников 27
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 27
2.3 Реализация программы коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте 32
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 49
Список литературы
1. Банщикова, Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды / Т.Н. Банщикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - №8. - URL: http://www.e- koncept.ru/2013/13169.htm (дата обращения: 18.09.2019). - Текст: электронный.
2. Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - 591 с.
3. Голенищева, М.А. Коррекция агрессивного поведения младших школьников методами арт-терапии / М.А. Голенищева // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2015. - №1. - С. 57-61.
4. Гончарова, А.П. Виды человеческой агрессии в трактовке Э. Фромма / А.П. Гончарова // Вестник научных конференций. - 2015. - №4-5. - С. 29-30.
5. Долгова, В.И. Проявление агрессивности младших школьников / В.И. Долгова, Е.В. Коваленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - С. 239-243. - URL:
https://e-koncept.ru/2016/76341.htm (дата обращения: 02.10.2019). - Текст: электронный.
6. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С.53-57.
7. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1.
8. Еникополов, С.Н. Порочный круг. Агрессивный ребенок / С.Н. Ениколопов // Школьный психолог. - 2001. - № 18. - С.14.
9. Ермоленко, Ю.И. Коррекция агрессивного поведения у младших школьников через игру / Ю.И. Ермоленко, Л.Н. Худасова, А.Ю. Забелина // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - № 3-2(67). - С. 84-87.
10. Изосимова, В.В. Психологические аспекты проблемы агрессивного поведения младших школьников / В.В. Изосимова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - №1. - С. 1766-1770.
11. Изотова, Е.Г. Гендерные особенности проявления агрессии и агрессивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности / Е.Г. Изотова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-3. - С. 469-472.
12. Илларионова, Н.А. Агрессивное поведение: причины возникновения и возрастные особенности / Н.А. Илларионова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - №34-1. - С.135-139.
13. Калетинская, М.И. Агрессивное поведен
Таким образом, нами рассмотрены методы и средства коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Изучены особенности коррекционной работы с младшими школьниками. Это позволяет нам подобрать программы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, учитывая особенности данной работы, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения младшихшкольников2.1 Организация и методы эмпирического исследования
Исследование проводилось на базе МБОУ «Школа № 154 с углубленным изучением отдельных предметов» г.о.Самара и состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.На первом этапе мы выявили уровень агрессивности у 52 обучающихся 3 «Б» и 3 «В» классов, средний возраст которых составлял 10,5 лет.