Разработка и апробация нейропсихологически обоснованной системы формирования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению количества детей с теми или иными нарушениями развития, в том числе и речевого.
Статистика речевых нарушений у дошкольников по России содержит сравнение периодов 80-х гг. с периодом с 2004 года по 2014 год. Если в 80-х гг. нуждались в помощи лишь 25% детей, то согласно данным Минздрава за период с 2004 года по 2014 год было выявлено увеличение частоты случаев отклонения в речевом развитии у детей в среднем на 44%. (Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации. -М., Минздрав РФ, 2015 г.).
Одним из значимых показателей лингвистического развития является уровень развития понимание речи. Диагностикой и коррекцией нарушений импрессивной речи у детей занимались многие отечественные ученые, логопеды: Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Орфинская, Н. Н. Трауготг, Т. Б. Филичева, Т.Г. Визель и др.
Фундаментальные исследования таких ученых, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, И. Н. Горелов, Н. И. Жинкин
Оглавление
Введение 3
I. Современные подходы к изучению процесса формирования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией 7
1.1. Понятие и сущность функционального базиса импрессивной речи 7
1.2. Эволюция представлений о процессе формирования импрессивной речи у детей 16
1.3. Становление функционального базиса импрессивной речи у дошкольников в онтогенезе и при различных вариантах дизонтогенеза 19
1.4. Особенности специфических нарушений процесса формирования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией 27
1.5. Обзор педагогических методов и приемов коррекции процесса формирования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией 31
Выводы по I главе 34
II. Выявление уровня сформированности функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией (констатирующий эксперимент) 35
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 35
2.2. Методика обследования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией 35
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
Выводы по II главе 61
III. Стратегия и содержание процесса формирования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией с использованием нейропсихологических методов (формирующий эксперимент) 62
3.1. Цель и задачи формирующего эксперимента. Методы коррекции нарушений формирования функционального базиса импрессивной речи у дошкольников с алалией 62
3.2. Содержание и организация обучающего эксперимента 64
3.3. Анализ результатов обучающего эксперимента 66
Выводы по III главе 68
Заключение 71
Список литературы 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аксенова Л. И., Ласеев А. А., Тюрина И. Ш. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. — 2002. —№ 5. — С. 3—9.
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб-мое пособие / Цветкова Л. С., Семенович А. В., Котянина С. Н. и др.; Под ред. Цветковой Л. С.— М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001.— 272 с.
Александрова Н. А. О клиническом обследовании детей раннего возраста со сложной структурой дефекта // Дефектология. — .2003. — № 4. — С. 30—33.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М., 2007. — 351с.
Бадалян Л. О. Детская неврология.— 3-е изд.— М.: Медицина, 1984. —567 с.
Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). —М.: Педагогика, 1977. — 176 с.
Большакова С.Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. Междисциплинарный авторский подход. – М. : Издательств «Грифон», 2019. 256 с.
Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 84с.
Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование (тесты по исследованию высших психических функций) / Т. Г. Визель. - Москва : В. Секачев, 2009. - 23 с.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 384с. - (Высшая школа).
Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. — М.: Просвещение, 1987. — 159 с.
Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн., кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: учеб. для вузов / Л.С. Волкова. - М.: Владос, 2004. - 480 с.
Вопросы логопедии: Сб. статей / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. —253 с.
Выготский Л. С. Младенческий возраст. — Т. 4. — М., 1984 . — С. 286—317.
Выготский JI.C. Мышление и речь. -М.: Лабиринт
По мнению Л.М. Шипицина [68] снижение у детей основных мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, систематизации) приводит к сложностям в усвоении языка, а именно значений языковых знаков разной степени сложности (лексической и грамматической семантики). Ребенок не может правильно подобрать верноые языковые единицы (слово, морфему) в процессе своего высказывания. Также наблюдается несформированность звукового образа слова вследствие недостатков слухового восприятия, ограничения формирования смыслового компонента выразительных средств устной речи.
К числу ведущих отклонений речевого развития относятся и порождение речевого высказывания и понимание, поскольку ребенок испытывает трудности в удержании сложного многооперационного состава речевых действий вследствие особенностей операционной стороны мышления (памяти, внимания).
Перечисленные особенности формирования речевой деятельности у таких детей создается нехарактерная для нормального онтогенеза и дл