Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Исследования особенностей развития словаря детей дошкольного возраста занимают в образовании дошкольников одну из ведущих позиций. Современное общество выдвигает социальный запрос на грамотную, умеющую четко формулировать свою мысль личность. В современной школе также кардинально поменялось отношение к учащемуся, теперь – это исследователь. Сегодня в школе ученику предоставляется значительная свобода и широкий спектр возможных путей решения поставленной задачи. Но вместе с тем повысился и уровень требований к способностям школьников. Им предстоит не только найти нужным способом требуемое решение, но и суметь обосновать его, изложить свое мнение, правильно задать необходимый вопрос. ФГОС ДО обозначено, что в конце дошкольного образования ребенок должен «достаточно хорошо владеть устной речью, способен выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…»
Для решения данных зада
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ______________________________________________ с.3
Глава1. Теоретические основы развития глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста. ________________________________ с.5
1.1. Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста._____ с. 5
1.2. Особенности формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста. _ _______________________________________ с.8
1.3. Методические основы организации деятельности педагога по развитию глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста. _________ с.10
1.4. Анализ программ ДОО в контексте развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста. _________________________ с. 14
Глава 2. Аналитическое описание проектировочной работы по развитию глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста. ___________ с.17
2.1. Диагностика определения исходного уровня сформированности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста. _______ с.17
2.2. Комплекс игр, направленных на развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста. ___________________________с.33
Заключение. ____________________________________________ с.39
Список литературы. ______________________________________с.41
Приложение 1 ___________________________________________с.43
Приложение 2 ___________________________________________с.44
Приложение 3 ___________________________________________с.50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Виноградов В.В., Русский язык (Грамматическое учение о слове) /Под. ред. Г. А. Золотовой. - 4-е изд. М.: Рус. яз., 2001. – С. 23 – 27.
2. Гвоздев А.Н., Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А.Н. Гвоздев - М.: Учпедгиз, 1961. - 472 с.
3. Мухина В.С., Возрастная психология. Феноменология развития Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей- М.Просвещение1981-108с.
5. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., 2001. - 336 с.
6. Ушакова О.С., Развитие речи в картинках. Занятия детей. Демонстрационный материал; Сфера - Москва, 2013. - 296 c.
7. Филичева Т.Б., Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. -М.: Лабиринт. - 314 с.
8. Чистякова И.А., 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей. — СПб.: КАРО, 2005. — 96 с
9. Эльконин, Д.Б., Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Педагогика, 1989. -380с.
10. Алексеева М.М., Яшина Б.И., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
11. Ушакова О.С., Программа развития речи дошкольников. Москва: Сфера. 2017. – 96 с.
12. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста; Владос - Москва, 2010. - 288 c.
13. Швачкин Н.Х., Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ 330 с.
14. Гамова С.Н., Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» (соответствует ФГОС) / С.Н. Гамова, Н.В. Серебрякова, В.А. Деркунская. – М.: Просвещение. – 2015. – 235 с.
15. Лямина Г.М., Особенности развития речи детей дошкольного возраста
С опорой на содержание методической литературы нами были определены критерии уровня развития глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста, в качестве которых выступили следующие умения: умение называть действия; умение понимать смысловую сторону слов-глаголов; умение понимать и использовать глаголы, связанные с выражением оттенков значения.
Именно данные умения повседневно необходимы детям старшего дошкольного возраста для того, чтобы выстраивать общение со сверстниками, организовывать совместные игры, понимать содержание занятий.
В таблице 1 отражены умения (критерии) и методики диагностирования, уровня развития глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста (таблица 1).
Таблица 1
Критерии и методики диагностирования, уровня развития глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста.
Критерии
(Умения) Показатели развития Методики диа