Особенности адаптации педагогов к профессиональной деятельности в условиях малокомплектной школы
ВВЕДЕНИЕ
В научной литературе понятие «адаптация» трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования.
Вопросами профессиональной деятельности и адаптации занимались такие исследователи как М.А. Дмитриева, Ф.Б. Березин, Г.С. Никифоров, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, А.К. Маркова и др. Закономерности профессионального становления учителя в процессе профессиональной адаптации рассмотрены в трудах Аржакаевой Т.А., Вершловского С.Г., Гоноболина Ф.Н., Щербакова А.И. и других. Анализ начального периода деятельности молодого учителя, когда происходит его социально-профессиональное становление, рассмотрены в работах Митиной Л.М., Ходакова А.Н., рассматривающих ряд специфических взаимосвязанных аспектов адаптации педагога[1].
В настоящее время одной из главных проблем в образовании является привлечение и «удержание» педагогов в профессии. Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в школы, очень часто с
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Понятие, виды и этапы адаптации педагогов образовательной организации 5
1.2. Основные функции, методы и технологии процесса адаптации педагогов образовательной организации 12
1.3. Процесс адаптации педагогов как важное условие повышения качества образования в малокомплектной школе 21
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ (МБОУ «Красноручейская основная общеобразовательная школа», МБОУ «Хоточчунская основная общеобразовательная школа» Хангаласского улуса РС\Я\) 33
2.1. Характеристика базы исследования 33
2.2. Методы исследования: онлайн-опрос педагогов базы исследования 36
2.3. Изучение особенности адаптации педагогов на примере МБОУ «Красноручейская основная общеобразовательная школа», МБОУ «Хоточчунаская основная общеобразовательная школа» Хангаласского улуса РС\Я\ 39
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 52
Список литературы
Книга одного автора
1. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога: Ижевск, 1997. - 108с.
2. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека: Л. Наука, 1988. – 270 с.
3. Бодров, В.А. Психологические механизмы адаптации человека: Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы /Отв. Ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.- с.42-62.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /М.: Педагогика – Пресс, 1998г. - 536с.
5. Герьянская, Н.О. Профессионально-личностное здоровье учителя в условиях модернизации образования: /МНКО. 2009. №7-2 С.234-236.
6. Гоноболин, Ф.Н. /О педагогических способностях учителя. – М., 1964.
7. Дикая, Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований /Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы / Отв. Ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. с. 17-42.
8. Карелина, И.М. Профессиональная адаптация работников: /Организационная психология 2-е изд., испр. и перераб./под .ред. П.К. Власова, С.А. Маничева, Г.В. Суходольского. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та; Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр»; Харьков, 2008. – 480с.
9. Маркова, А.К. Психология труда учителя /М.: Логос, 1993г. - 356с.
10. Мельникова, Н.Н. Проблема изучения адаптивных свойств личности: /Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов / Отв. Ред. М.А. Беребин. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,2005. – 155с.
11. Мельникова, Н.Н. Социально-психологическая адаптация личности как процесс// Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов / Отв. Ред. М.А. Беребин. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,2005. –с. 16-20.
12. Наследов, А.Д., Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - Речь, 2006. – 400 c.
13. Панченко, Л. Л. Адаптация к профессиональной деятельности: Учеб.пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 35 c.
14. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479, [1] с. - (Психология - лучшее).
15. Рогов, Е.И. Настольная книга
Практическую работу сопровождает изучение литературы.
Четвертый этап — теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На этом этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях методических объединений; посещение с последующим обсуждением открытых уроков по выбранной проблеме и другие коллективные формы работы.
Пятый этап — итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. Главным здесь является описание проведенной работы и установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы молодого учителя предусматр