Формирование у старшеклассников готовности к самореализации в художественном творчестве
Введение
Изменения, происходящие в нашей стране, обуславливают потребность общества в подготовке подрастающего поколения, способного к быстрой адаптации к различным общественным действиям. Россия в современных условиях как никогда нуждается в личности, способной к самореализации, умеющей адекватно оценивать себя и свои возможности в сложных социальных ситуациях. Поэтому на сегодняшний день становится важной проблема формирования у подрастающего поколения готовности к самореализации в творчестве. Именно данная сфера общественного развития создает наиболее благоприятные условия для формирования у детей готовности к самореализации.
Серьезное внимание к проблеме самореализации личности связано с осмыслением процесса формирование у молодых людей способности анализировать, оценивать и в дальнейшем саморазвивать свои потребности, умения и способности, преобразовывать самого себя.
Содержание
Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования потребности в самореализации личности старшеклассника в творчестве
7
1.1. Проблема самореализации личности в психолого-педагогической литературе
7
1.2. Сущностные характеристики творчества и творческой деятельности
21
1.3. Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей юношества
34
Глава II. Описание и интерпретация результатов эксперимента по формированию потребности в самореализации старшеклассников в творчестве
40
2.1. Этапы учебно-воспитательной деятельности по формированию потребности в самореализации старшеклассников в творчестве
40
2.2. Результаты эксперимента и диагностика уровня сформированности потребности в самореализации личности в процессе театрального творчества
55
Заключение
66
Библиография
69
Приложение
76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абульханова-Славекая, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1980.- 335с.
Абульханова-Славская, К А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. - 301 с.
Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобрет. задач. / Г.С. Альтшуллер; - М.: Сов. радио, 1979г. - 175 с.
Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2 : учеб. пособие для вузов / В.И.Андреев; Казан, гос. ун-т; Поволж. отд-ние РАО - Казань: Изд-во КГУ, 2004. - 318 с.
Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития: учеб. пособие / В.И. Андреев. – М:. Просвещение, 2003. - 247 с.
Андреева, И.М. Взаимосвязь театра и театрализованного сознания в социуме: автореф. дис...д-ра философ, наук / Андреева И.М.. - Краснодар, 2009. - 31с.
Багрова, Е.О. Теоретические и методические преподавания сценической речи и в ВУЗах культуры и искусств: дис... канд. пед. наук / Багрова Елена Олеговна; МГУКИ. - М., 2005. - 218 с.
Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства : В 2 т. / А. Бердяев; сост., примеч. P.A. Гальцева. - М. : Искусство : Лига, 1994. - Т.2. - 509 с.
Больнов О. Философия экзистенциализма : Философия существования / Отто Фридрих Больнов; МВД России, С.-Петерб. ун-т. - СПб. : Лань, 1999. - 222 с.
Бондарёва,В.И. За кулисами театра. Центральный академический театр Советской армии / В. Бондарева. -М.: Искусство, 1989. -182 с.
Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования : монография / Е.В. Бондаревская; Ростов. Гос. пед. ун-т. — Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, пед. ун-та, 2000. — 352 с.
Братченко, С.А. Личностный рост и его критерии / С.А. Братченко, М.Р.Миронова // Психологические проблемы самореализации личности: сб. ст. / С.-Петерб. гос. ун-т; под ред. A.A. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб., 1997. - С.38 -46.
Брудный, Д.Л. Беседы о театре: пособие для учащихся нац. школ РСФСР / Д.
Критичность, характеризующаяся способностью верно оценивать эффективность собственной деятельности.
Глубина, определяемая степенью проникновения мышления в сущность явлений.
Открытость - доступность мышления к различного рода привходящим идеям и суждениям.
Антиципация, или мышление с предвосхищением.
Независимость мышления, определяемая способностью самостоятельно и оригинально формулировать и решать творческие задачи, не поддаваясь стороннему влиянию, и умением отстаивать свои творческие позиции.
Реверсивность, т.е. умение транспонировать мыслительную цепь в обратном направлении.