Развитие наглядных форм мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями средствами конструирования

Скачать диплом с рассмотрением особенности развития наглядных форм мышления у дошкольников с интеллектуальными нарушениями, разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционной программы по развитию этих форм мышления средствами конструирования.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.11.2024
Объем файла
1952 Кб
Количество страниц
82
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность проблемы исследования. У дошкольников с интеллектуальными нарушениями отставание в развитии имеют все психические процессы, при этом часть из них страдает в меньшей степени и несет компенсаторную функцию, что используется в коррекционно-педагогической работе. К одной из компенсаторных функций относятся действия наглядного мышления, прежде всего, наглядно-действенного, которые педагоги активно развивают посредством различных игр и упражнений, включающих предметно-практическую деятельность ребенка. Среди них одно из ведущих мест занимают игры и упражнения конструктивного характера.
 

Содержание
ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………..…….....…3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития наглядного мышления в психолого-педагогической науке…………………………………………….8
1.1. Понятие о мышлении. Характеристика наглядных форм мышления.....8
1.2. Развитие наглядного мышления в онтогенезе...........................................11
1.3. Особенности наглядного мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями………………………………………….........................................13
1.4. Методы развития наглядного мышления………………………………..15
Выводы по главе 1………………………………………………………...........17
ГЛАВА 2. Изучение наглядных форм мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями…………..……………………………...19
2.1 Цели и методы констатирующего этапа исследования………………......19
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа исследования……………..25
Выводы по главе 2……………………………..……………………..……..…..32
ГЛАВА 3. Формирование наглядных форм мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями…………..…………………….……....34
3.1 Программа коррекционной работы по формированию наглядных форм мышления средствами конструирования…………………..………………......34
3.2 Анализ результатов контрольного этапа исследования……………..…...46
Выводы по главе 3……………………………………………………..…..…...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………….…………54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..……..……………56
ПРИЛОЖЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алентьева Е.А. Особенности развития психических процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии // Проблемы педагогики. – 2017. – С. 37-43.
Алиева С.Я. Особенности развития мышления умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста / С.Я. Алиева, И.Н. Камышанова. – Проблемы эффективной интеграции науки, образования и инновационной практики в цифровом обществе: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 80-88.Антипанова Н.А., Дацко М.А. Особенности развития детей с нарушением интеллекта. / Н.А. Антипанова, М.А. Дацко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – С. 24–27.
Аруева Г.Л., Белова О.С., Соловьев А.Г. Особенности развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления у детей раннего возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2014. – С. 44-46.
Белякова И.В., Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – 2002. – C. 160.
Болдырева Л.А. Особенности психических процессов у детей с нарушением интеллекта // Проблемы современной науки и образования. – 2015.– С. 107-110.
Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение/ Издательство Московского психолого-социального института. – 2008. – С. 406
Василенкова Н.И. Изучение особенностей мышления у детей с нарушением интеллекта // Евразийский научный журнал. – 2015. – С. 93-94.
Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособие / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, И.П. Ушакова/ – Текст : электронный Сост. А.Д. Виноградова. –1985. – С. 144. – URL: https://pedlib.ru/Books/4/0287/index.shtml (дата обращения: 21.09.2022).
Выготский Л.С. Мышление и речь. – Текст : электронный. – 1999. – С. 352. – URL: https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml (дата обращения: 22.09.2022).
 

Безгранично важной особенностью мышления является  связь с речью, которая не разрывается. Их взаимные связи означают  то, что наши мысли выражены в речи, даже в фоновой форме, потому что мы не можем мыслить без слов. Как отмечал Л.С. Выготский, «мысль совершается в слове» [9, с 144].

                Мышление – это функция мозгового ума. Его физиологическая основа состоит в более высоких мозговых процессах, чем те, которые представляются основанием элементарных психических процессов, таких как например ощущение. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, и не существует самостоятельно от них, поэтому возникает трудность изучать его физиологические основы. Мышление воображает собой особенного рода деятельность, которая имеет свою структуру и виды [25].