Развитие у учащихся аналитических умений при обучении общей биологии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать – и я научусь». Предложенное высказывание древнего китайского мыслителя и философа – Конфуция совершенно справедливо можно отнести к современному образованию, которое, на данный момент, находится в процессе смены образовательной парадигмы. Связано это, прежде всего, с тем, что школа перестала играть роль монополиста знаний для школьников, в связи со стремительным переходом к информационному обществу, в условиях которого, ученики имеют почти безграничный доступ к информационным ресурсам. В данной связи образование перестаёт выполнять свою, первостепенную, развивающую функцию. Процесс обучения необходимо организовывать таким образом, чтобы информация не предоставлялась в готовом виде, без надобности самостоятельной обработки учениками, а представляла собой необработанный материал, требующий тщательного ознакомления и интеллектуального анализа.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Теоретические и методические основы развития у учащихся аналитических умений при обучении биологии в школе 5
1.1 Предпосылки развития у учащихся аналитических умений 5
1.2 Сущностные характеристики и многообразие аналитических умений 12
1.3 Возможности развития аналитических умений при обучении общей биологии 19
Выводы по главе I 28
II. Методические основы развития у учащихся аналитических умений при обучении общей биологии 28
2.1. Состояние проблемы развития у учащихся аналитических умений в практике обучения общей биологии 29
2.2. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках общей биологии, способствующая развитию аналитических умений 38
Выводы по главе II 45
Заключение 45
Список источников и литературы 47
Список источников и литературы
Методические рекомендации «особенности преподавания биологии в 2022-2023 учебном году в условиях обновленного ФГОС ООО» автор-составитель: Кузнецова Н.М., к.п.н., доцент кафедры ИМиЕНО.
Тюменева Ю.А., Вальдман А.И., М. Карной. Что дают предметные знания для умения применять их в новом контексте. Первые результаты сравнительного анализа TIMSS-2011 и PISA-2012 / Ю.А. Тюменева, А.И. Вальдман, М. Карной // Вопросы образования. - 2014.-№1.-с. 8-24.
Барабанова З.П. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И УЧАЩИМИСЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 40-42;
Алина Ганзенко. Деятельностный принцип обучения // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 05.11.2022. — URL https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_obucheniya/deyatelnostnyy_princip_obucheniya/ (дата обращения: 08.01.2023).
Журнал «МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ». № 3 (94) 2022. Л.А. Саенко, К.В. Корольков. Педагогические условия формирования аналитических умений у студентов вузов.
Сорокун П.А. Основы психологии: учебник. Псков: ПГПУ, 2005. 10.
Шершакова М.В. Формирование аналитических умений у студентов факультета исполнительских искусств в процессе специальной подготовки. Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. 2007; № 2: 33 – 39.
Хрулева, И.И. Развитие аналитических умений у будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / И.И. Хрулева. – Ярославль, 2006. – 24 с.
Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В.А. Сластенин, [и др.] – М.: Академия, 2012. – 576 с.
Элементы развивающего обучения в разделе «общая биология»/ Н.Д. Андреева, Ю.Ч. Чуваева // Биология в школе – 1997. - №4. – С. 29-33.
Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] : книга для учителей / М. И. Махмутов. — М. : Просвещение, 1977. - 240 с.
Именно поэтому ученикам, при изучении предложенного материала, необходимо научиться применять весь арсенал своих знаний и умений, к тому же, не ограничиваясь исключительно биологическими знаниями, но и свободно оперируя навыками, приобретенными при изучении других предметов, таких как, например: физика, химия, математика, география и т.д. Учитывая специфику данного раздела, процесс обучения должен быть направлен на повышение уровня сформированнности аналитических умений у старших школьников. Исходя из этого, педагогический процесс сейчас направлен на создание условий для повышения уровня сформированнности аналитических умений учащихся.
При обучении разделу «Общая биология» значительная доля времени должна уделяется практическим методам.