Обучение основам джазовой импровизации на уроках фортепиано инструментальных отделений в предпрофессиональном музыкальном образовании
ВведениеДжазовое искусство всё более универсальным образом влияет на художественные процессы, содержание, стилистические особенности самых различных видов современного музыкального искусства. За достаточно короткий период своего существования жанр получил весьма всестороннюю научную рефлексию и осмысление. Особенности взаимодействия с методологией джазового искусства и импровизации весьма разнообразны. В академическом и научно-популярном пространстве появилось немалое число специальных работ в области музыковедческого изучения исторических и искусствоведческих его основ. Разностороннее формирование мощного музыкального истеблишмента, профессионально владеющего языком джаза – импровизацией, имеющей свои закономерности, нормы, законы и теории, породило расширение корпуса специальной литературы, ориентированной на обучающихся с разными уровнями подготовки. По сути, это специальная литература, рассчитанная на хорошо знакомых со стилевыми рамками жанра музыканты.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСАМ ДЖАЗОВОГО ЖАНРА В ФОРМИРОВАНИИ ДЖАЗОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1 Актуальные взгляды на современные исследования джазового искусства 6
1.2. Обзор существующих педагогических методик и исследований 13
ГЛАВА II РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 16
2.1. Изучение джазового репертуара и основных стандартов 16
2.2 Изучение блюзовых и бибоповых гамм в комплексе упражнений на уроках фортепиано 23
2.3 Практика исполнения простых импровизационных последовательностей в работе с обучающимися 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 45
Список используемой литературы:Барбан Е. С. Анализ и оценка джазового опуса. К разработке методологии // Современный джаз в музыкальной культуре. СПб.: Композитор - СПб. 2013. - С. 28–38.
Барбан Е. С. Джазовый словарь. СПб.: Композитор - СПб. 2014. - 368 с.Барбан Е. С. Современный джаз в музыкальной культуре СПб.: Композитор - СПб. 2013. - 180 с.Баташев А. Советский джаз : ист. очерк / А. Баташев : под ред. и с предисл. A.B. Медведева. - М.: Музыка, 1972. - 175 с.Бриль, И. М. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано : учебное пособие для спо / И. М. Бриль. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2021. - 212 с.
Бриль, И. М. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано : учебное пособие / И. М. Бриль. — 7-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2021. - 212 с.
Васильева, Н. В. Аспекты изучения классической и джазовой музыки в классе фортепиано : учебно-методическое пособие / Н. В. Васильева. — Белгород : БГИИК, 2020. - 112 с.
Джаз в России : крат. энцикл. справ. / авт.-сост. В. Б. Фейертаг. Санкт-Петербург : СКИФИЯ, 2009.
Кинус, Ю. Г. Импровизация и композиция в джазе: специальность 17.00.02 "Музыкальное искусство" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Кинус Юрий Григорьевич. – Ростов-на-Дону, 2006.- 30 с. .Киyус, Ю.Г. Джаз: истоки и развитие / Ю.Г. Кинус. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 496 с.
Костюк, Е. Б. Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателей : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Костюк Екатерина Борисовна. – Санкт-Петербург, 2002. – 21 с.
Для внедрения элементов джазовой импровизации в образовательный процесс на базе детских музыкальных школ и школ искусств, представляется более эффективным комбинация различных методик из числа тех, которые были рассмотрены в настоящей работе.
Начиная практическое знакомство с корпусом учебно-методических текстов, мы столкнулись с многообразием литературы, раскрывающей различные грани интересующей нас тематики. Свой выбор мы остановили на конкретных примерах учебных пособий, которые в данный момент являются актуальными в педагогическом практикуме. Особенностью тех примеров учебной литературы, которые были выбраны в числе образцов, являются их языковая принадлежность. Ряд пособий написаны англоязычными авторами, что в свою очередь может служить преградой для применения их повсеместно педагогами детский школ. Это накладывает некий усложняющий фактор при обращении к данным примерам.