Анализ пути повышения конкурентоспособности предприятия на примере БУ «Няганский технологический колледж
ВВЕДЕНИЕВопрос повышения конкурентоспособности достаточно не простой, но более чем актуальный во все времена и в любых ситуациях развития экономики. На сегодняшний день способность удовлетворять конкретные потребности социума лучше, чем это могут делать другие, является ключевой составляющей эффективности результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе и зависит во многом от конкурентных преимуществ, которые позволяют, в свою очередь, улучшить и сохранить позиции в отрасли. Как отмечают многие исследователи – экономисты, конкурентоспособность определяет, насколько предприятие готово выдерживать конкуренцию на рынке. В связи с чем, в этом случае, она выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности компании, обеспечивая ее выживание в рыночной среде и последующее эффективное развитие.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АСПЕКТОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, КАК РЕЗУЛЬТАТА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «КОНКУРЕНЦИЯ» И «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ» 7
1.2 ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 12
1.3 УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ, ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 16
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БУ «НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 27
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУ «НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 27
2.2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА: РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО 36
2.3 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, КАК ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОЛЛЕДЖА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 49
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БУ «НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 62
3.1 ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 62
3.2 РЕКОМЕНДУЕМАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СУЩНОСТЬ И МЕТОДИКА ВНЕДРЕНИЯ 69
3.3 ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ – «СРЕДА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ - LMS MOODLE», КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАйдаркина, Е. Е. Теория и практика управления: учебное пособие / Е. Е. Айдаркина; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. — 164 с.
Агарков, А. П. Управление инновационной деятельностью [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Менеджмент», «Инноватика» (квалификация (степень) «бакалавр») / А. П. Агарков, Р. С. Голов. - Москва: Дашков и К°, 2017. - 208 с.
Аранжин В.В. Ключевые факторы повышения конкурентоспособности современных организаций (по материалам российских научных публикаций) // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78086 (дата обращения: 04.02.2023).
Арипова, А. А. Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации / А. А. Арипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 391-392. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82608/ (дата обращения: 06.01.2023).
Асмолова, Л. М. Информационная политика образовательных организаций в решении задач информационной открытости: методологический аспект / Л. М. Асмолова // Мир образования - образование в мире. – 2020. – № 2(78). – С. 68-77.
Белых Ю.Э., Мартишевская М.А. Особенности рынка образовательных услуг и конкурентоспособности образовательного учреждения // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО» - 2017. — С. 5-9.
Бгашев М.В. Основы управленческой деятельности. Учеб. пособие. – Саратов: Изд-во Амирит, 2017. 249 с.
Биказаков Б. М. Инструменты оценки конкурентоспособности предприятия / Б. М. Биказаков, Е. В. Матвеев // Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Костанай, 27 мая 2019 г.) — Чебоксары: ИД «Среда», 2019. — С. 136–139.
В 2022 году между БУ «НТК» и КГКП «Рудненский социально -гуманитарный колледж имени И. Алтынсарина» Республика Казахстан Кустанайская область заключено соглашение о международном сотрудничестве по обмену опытом при реализации основных образовательных программ по укрупнённой группе специальностей «Образование и педагогические науки», а также в рамках международного сотрудничества утверждён план по реализации целого ряда проектов в сфере профессионального образования. Данный аспект несомненно является региональным конкурентным преимуществом образовательной организации, так как у образовательного учреждения появляется не только возможность обмена международным опытом педагогического мастерства, но и возможность всесторонне развивать студентов, в том числе посредством знакомства с международной культурой, а также получения практического опыта в профессиональной деятельности в другой стране.