Развитие словаря существительных у слабослышащих младших школьни-ков на уроках русского языка

Скачать диплом с рассмотрением методических основ реализации образовательно-коррекционной работы по развитию у слабослышащих младших школьников словаря существительных на уроках русского языка.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.11.2024
Объем файла
1507 Кб
Количество страниц
86
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов, недоразвитию словаря.
Словарный запас у слабослышащих младших школьников именно вследствие нарушения слухового анализатора резко ограничен. Школьники с нарушенным слухом заменяют одни слова другими в пределах определенных смысловых групп. В их словаре обнаруживаются также лексические смешения слов, обусловленные недостаточным их различением на слух, наблюдается неточность и недифференцированность значений слов, обусловливающие неправильное их употребление. Бедность словарного запаса у слабослышащих младших школьников затрудняет процесс познании детьми окружающего мира и способствует затруднениям в социально-коммуникативном взаимодействии. Все это отрицательно сказывается на общем развитии младших школьников.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1Существительное как часть речи…………………………………………………..7
1.2 Закономерности развития словаря существительных в онтогенезе……….........13
1.3 Специфика развития словаря существительных у детей с нарушениями слуха……………………………………………………………………………………19
1.4 Методические аспекты коррекционной работы по развитию у слабослышащих младших школьников словаря существительных на уроках русского языка…………………………………………………………………….......................25
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 
2.1 Организация исследования и обоснование диагностического инструментария………………………………………………………………………………….......38
2.2 Содержание и результаты эмпирического исследования………………………43
2.3 Проектирование содержания и методических подходов к реализации образовательно-коррекционной работы по развитию у слабослышащих младших школьников словаря существительных на уроках русского языка…………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……….……..………………………………..67
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….71

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2010. 400 с.

2. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во Московского университета, 1989. 215 с.

3. Андреева Л. В. Сурдопедагогика. М.: Академия, 2005. 576 с.

4. Апресян Ю. Д. Синонимические средства языка. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 408 с.

5. Абрамян В. А., Гусева И. В. Роль слухового восприятия в познании окру-жающего мира //Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 1. С. 95-96.

6. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М.: Академия, 2002. 203 с.

7. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети: научное издание. М.: Совет-ский спорт, 2004. 303 с.

8. Боскис Р. М., Коровин К.Г. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. М.: Педагогика, 1981. 160 с.

9. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М.: Просвещение, 1990. 127 с.

10. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987. 159 с. [Электронный ресурс]. URL: https://pedlib.ru/Books/5/0096/index.shtml (дата обращения 12.01.2023).

11. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/178266/ (дата обращения 21.01.2023).

12. Виноградов В. В. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. 312 с.

13. Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М.: Просвещение, 1975. 174 с.

14. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Астрель, 2011. 637 с.

15. Выготский Л. С. Развитие устной и письменной речи. М.: Астрель, 1983. 176 с. [Электронный ресурс]. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0175/1_0175-192.shtml (дата обращения 25.01.2023).

16. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной. М.: Логос, 2002. 528 с.

17. Головин Б. Н. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1983. 274 с. 

18. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 304 с.

19. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб: Детство-Пресс, 2007. 470 с. 


Задача расширения лексики решается как за счет введения в речь новых слов, относящихся к разным частям речи, так и путем овладения словообразованием. Использование второго пути весьма продуктивно, поэтому в содержании словарной работы специально выделяется подраздел (и специальные уроки), обеспечивающий учащимся усвоение способов префиксального и суффиксального словообразования на материале отобранных (наиболее продуктивных) моделей. Овладение морфологическим анализом и синтезом открывает благоприятные возможности для самостоятельного овладения новой лексикой.
3. Уточнение, коррекция словарного запаса детей.
4. Обогащение словаря словами в переносном значении.
5. Активизация словарного запаса речи учащихся (употребление слов и выражений.