Авторская сказка как средство воспитания основ нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования. Проблема воспитания нравственной культуры детей дошкольного возраста в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Особую актуальность проблема приобретает, если мы говорим о детях дошкольного возраста. Ведь основы нравственности, культуры поведения, морали закладываются именно в дошкольном периоде. Поэтому для современного педагога дошкольной образовательной организации ключевым является вопрос выбора системы ценностей, от которой будет зависеть то, как построен процесс нравственного, морального, духовного воспитания детей.
Дошкольное образовательное учреждение для любого ребенка – это центр духовного и нравственного развития.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы воспитания нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста с использованием авторской сказки…………………………………………………………………………… 8
1.1. Проблема воспитания нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста в современных условиях …………………………….. 8
1.2. Педагогические условия воспитания основ нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста ……………………………………… 14
1.3. Педагогический потенциал авторской сказки в воспитании основ нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста ..…………22
Выводы по первой главе………………………………………………………33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию авторской сказки в воспитании основ нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста ………………………………………… 36
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста ……………………………..………………36
2.2. Система работы по воспитанию основ нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста с использованием авторской сказки …… 45
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы …………….. 68
Выводы по второй главе ……………………………………………………... 74
Заключение …………………………………………………………………… 77
Список источников и литературы ……………………………………………82
Приложения
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] – Адрес доступа: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie
Профессиональный стандарт «Педагог» [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/965016732/Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: https://fgos.ru/Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
Учебная литература
Ашанина, Е.Н. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – 2-е изд., пер. и доп. [Текст] / под ред. Ашаниной Е.Н., Васиной О.В., Ежова С.П. – М.: Издательство «Юрайт», 2019. – 165 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Учебное пособие [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2014. – 254 с.
Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст] / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – Москва: Издательство «Юрайт», 2018. – 218 с.
Большева, Т.В. Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Т.В. Большева. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 169 с.
Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. - 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. – М.: Издательство «Ювета», 2011. – 176 с.
Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / Н.С. Ежкова. – М.: Издательство «Юрайт», 2017. - 182 с.
Козлова, С.А. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / С.А. Козлова, Н.П. Флегонтова. – М.: Издательство «Юрайт», 2018. - 202 с.
В качестве методов, направленных на осознание ребенком смысла нравственных правил, можно использовать чтение авторских сказок, в которых значение правил раскрывается путем воздействия на сознание и чувства ребенка, беседы с использованием сравнения положительных и отрицательных героев, рассматривание сюжетных картинок, разыгрывание сценок из сказок с помощью кукол, творческую деятельность.
Практическую работу с детьми по авторской сказке следует выстраивать поэтапно. Е.К. Антипова предлагает следующие этапы работы:
1. Познавательно-мотивационный этап.
На первом этапе большое внимание следует уделять приобретению детьми базисных знаний о нравственных ценностях через сказки: представления о справедливости, честности, доброте, отзывчивости. Сказка настраивает ребенка на сопереживание, сочувствие. Все это испытывает дошкольник, проходя с героем весь путь.