Потенциал уроков ОБЖ для профилактики буллинга в образовательных организациях
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Буллинг как феномен девиантного поведения является острой социальной проблемой современности. В актуальных условиях образовательной среды возникла необходимость разработки профилактических программ, направленных на борьбу с буллингом в классах.
Необходимость профилактики буллинга в школе также обусловлена и требованиями современных законодательных актов. Так, в федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 43, пункте 1 отмечено, что охрана здоровья обучающихся предполагает обеспечение безопасности учеников во время пребывания в образовательной организации, а также профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательной организации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА УРОКАХ ОБЖ
1.1. Сущность термина «буллинг» и его особенности в научной литературе
1.2. Методы и педагогические условия профилактики буллинга в образовательных организациях
1.3. Потенциал уроков ОБЖ в профилактике буллинга школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА УРОКОВ ОБЖ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1. Диагностика буллинга в образовательной среде школы
2.2. Организационная работа по профилактике буллинга на уроках ОБЖ.
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА НА ОСНОВЕ ПОТЕНЦИАЛА УРОКОВ ОБЖ
3.1. Анализ программы по ОБЖ для учеников 8-х классов и разработка фрагментов уроков ОБЖ, направленных на профилактику буллинга в образовательных организациях
3.2. Разработка рабочей программы по профилактике буллинга3.3. Разработка методических рекомендаций по профилактике буллинга на основе потенциала уроков ОБЖ
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акимов, В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учеб. пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. – М.: Высшая школа, 2017. – 592 с.
Альбуханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. / К.А. Альбуханова-Славская. – М., 1999. – 124 с.
Анализ современных методик управления конфликтами в организациях / З.С. Гребельник [и др.] // Гуманитарный научный журнал. – 2022. – 3 3. – С. 31-33.
Ануфриева, Е.В. Буллинг и кибербуллинг: проблема современного подростка / Е.В. Ануфриева, Е.С. Набойченко, О.П. Ковтун // Педиатрическая фармакология. – 2021. – № 5. – С. 423-428.
Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. ‒ Санкт-Петербург: Питер, 2015. ‒ 551 с.
Баннова, М.А. Управление конфликтами в организации / М.А. Баннова // Мировая наука. – 2019. – № 3 (24). – С. 99-101.
Бекулова, И.З. Буллинг в школе / И.З. Бекулова, Л.А. Тухужева // Вопросы науки и образования. – 2021. – № 1. – С. 14-15.
Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2016. – 616 с.
Буллинг как актуальная проблема современной начальной школы / Е.Ю. Волчегорская [и др.] // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2020. – № 5. – С. 239-250.
Бурляева, В.А. Способы разрешения конфликтов в образовательной организации и роль руководителя в управлении конфликтами / В.А. Бурляева, Н.В. Соловьева, К.А. Чебанов // Восточно-европейский научный журнал. – 2021. – № 10 (74). – С. 40-44.
Бушина, Е.В. Взаимосвязь аккультурации и буллинга в российских школах / Е.В. Бушина, А.М. Каримова // Вопросы образования. – 2022. – № 2. – С. 33-56.
Внутриличностные причины основаны на личных переживаниях ребенка, а внутрисемейные опираются на сложившиеся в семье нормы и ценности, которые ребенок может не воспринимать в адекватной форме. Проведение профилактической деятельности должно происходить индивидуально с «жертвами» и «обидчика» при учете личностных особенностей, а групповая работа должна проводиться по всей школе и в каждом классе для достижения эффективного результата и предотвращения насилия внутри школы;
3) уроки ОБЖ рассматриваются как один из ресурсов для профилактики буллинга в образовательной организации. Они имеют значимый потенциал для предупреждения ситуаций насилия. Вместе с тем, для того, чтобы эффективно реализовывать занятия, классному руководителю необходимо взаимодействовать с психологом для выстраивания эффективной работы.