Историко-генетический метод при характеристике русской военной символики и атрибутики доимперского периода

Скачать диплом с рассмотрением применение историко-генетического метода при изучении русской военной символики и атрибутики доимперского периода в школьном курсе отечественной истории.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.11.2024
Объем файла
769 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2080 руб.
2600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что историко-генетический метод является одним из основных в исследовательской деятельности историка и потому он должен обладать знаниями о его достоинствах так и недостатках, навыками его применения. Учитывалось при выборе темы и то обстоятельство, что она затрагивает актуальную проблему, связанную с воздействием на школьников символики и атрибутики, что влияет на их чувства, эмоциональное отношение к прошлому.
Степень изученности темы исследования. Наиболее полно историко-генетический метод раскрывается в работах И.Д. Ковальченко [19], а также коллектива авторов под руководством В.В. Алексеева [34], Л.Н. Мазур [23]. В работах И.Я. Биска [1], А.В. Бочарова [2], В.В. Иванова [13], Л.Н. Мартюшова [24], И.Д. Парфенова [25], Н.И. Смоленского [29], А.Т. Степанищева [31] также в большей степени уделяется внимание принципам историко-генетического метода.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………... 3

1 РУССКАЯ ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА И АТРИБУТИКА ДОИМПЕРСКОГО ПЕРИОДА…………………….……………………… 6

1.1. Военная символика и атрибутика Древнерусского государства …... 7

1.2 Военные атрибуты и символы эпохи феодальной раздробленности Руси………………………………………………………………………….. 14

1.3 Символика и атрибутика вооруженных сил русского централизованного государства…………………………………………… 17

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА ПРИ ХАРАКТЕРИСТИКЕ РУССКОЙ ВОЕННОЙ СИМВОЛИКИ И АТРИБУТИКИ ДОИМПЕРСКОГО ПЕРИОДА ………………………… 25

2.1 Историко-генетический метод и способы его применения в     научной и методико-педагогической литературе……………………………... 25

2.2 Структурно-функциональный анализ темы в школьной литературе…………………………………………………………………... 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………............. 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 42

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Биск, И.Я. Методология истории: курс лекций / И.Я. Биск. – Иваново : Иван. гос. ун-т, 2007. – 236 с. – ISBN 5-7807-0627-1
Бочаров, А.В. Основные методы исторического исследования : учебное пособие / А.В. Бочаров. – Томск : Томский государственный университет, 2006. – 190 с. – ISBN 5-94621-190-0
Быков, А.В. К вопросу о методах ведения боя в Древней Руси / А.В. Быков // Вестник Псковского государственного университета. Серия : Социально-гуманитарные науки. – 2013. – Вып. 2. – С. 135-137 – ISSN 2412-9658
Вагин, А.А. Методика обучения истории / А.А. Вагин. – Москва : Просвещение, 1972. – 351 с.
Висковатов, А.В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск : с рисунками, составленное по Высочайшему повелению. – Санкт-Петербург : Типография «В.С. Балашов и К», 1899. – Ч. 1. – 65 с.
Волков, В.А. Военная история России с древнейших времен до конца XIX века : учебное пособие / В.А. Волков, В.Е. Воронин, В.В. Горский; – Москва : МПГУ : Прометей, 2012. – 223 с. – ISBN 978-5-4263-0114-6.
Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелкова. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с. – ISBN 5-691-00958-3
Гора, П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П. В. Гора. – Москва : Просвещение, 1988. – 207 с. – ISBN 5-09-000554-0
Горский А.А. Русские земли в XIII – XVI веках. Пути политического развития / А.А. Горский. – Москва : Институт российской истории РАН, 1996. – 125 с. – ISBN 5-201-00608-6.
Гузеев, В.В. Преподавание. От теории к мастерству / В.В. Гузеев. – Москва : НИИ школьных технологий, 2009. – 288 с. – ISBN 978-5-91447-018-7
Денисова, М.М. Русское оружие. Краткий определитель русского боевого оружия XI – XIX веков / М.М. Денисова, М.Э. Портнов, Е.Н. Денисов. – Москва : Государственное издательство культурно-просветительской литературы, 1953. – 161 с.
 


В XIV – XV вв. русского конного воина можно было представить в следующем виде: «он на коне, в кольчуге и в шлеме, в одной руке копье, в другой – повод, на руке круглый железный щит, с левой стороны сабля, с правой – лук в налучье, за спиной колчан со стрелами» [11, с. 123]. В этот период вновь используются почти забытый в XII веке круглый щит, который в основном использовался конными воинами. Если в Древнерусском государстве воины блиставший металлом щит наводили на врага, вызывая ужас, то в XV в. и особенно в XVI в. воины стали закрывать свои блиставшие металлом доспехи яркими тканями. В 1550 г. образуется пехота, вооруженная огнестрельным оружием – стрельцы и самый многочисленный род войск – конница. Стрельцы были вооружены пищалями, мушкетами и бердышами. Из клинкового оружия – сабли или шпаги. Наряду с пешими были и конные стрельцы. В XVI веке к классическому защитному вооружению конницы добавляются дополнительные элементы: зерцала, наручи, а также наколенники.