Инновационные технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра
Введение
Актуальность исследования Лица с ограниченными возможностями здоровья составляют достаточно большую часть населения нашей страны. По своей структуре данная группа неоднородна, поскольку в ней выделяются лица с различными группами инвалидности, а также дети-инвалиды.
По данным официальной статистики, на 2022 год численность детей-инвалидов в России составила 729 тыс. человек, в Ульяновской области - 5615 чел. В 2018 году утверждена Подпрограмма «Формирование системы комплексной реабилитации (абилитации) инвалидов, том числе детей-инвалидов» государственной программы Ульяновской области «Социальная поддержка и защита населения на территории Ульяновской области» (с изменениями на 22 сентября 2022 года, сроки реализация программы до 2020-2023 гг. ).
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы социально й работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 9
1.1 сущность социальной рааботы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 9
1.2 Социально-психологические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья 19
1.3 Особенности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья средствами инновационных технологий 29
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….41
Глава 2. Эмпирическое исследование инновационных технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра……………………………………………………………………………..43
2.1. Методика эмпиричекого исследования 43
2.2. Разработка и рализация программы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья средствами инновационных технологий 53
2.3. Анализ результативности программы 59
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….64
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложение А……………………………………………………………………72
Приложение Б……………………………………………………………………75
Приложение В……………………………………………………………………77
1. Конституция Российской Федерации: с изменениями, вынесенными на Общероссийское голосование 1 июля 2020 года. – Москва: Эксмо, 2020. – 64 с.
2. О социальной защите инвалидов в РФ: Федеральный закон №181-ФЗ от 24 нояб. 1995 (ред. от 28.12.2022): принят Государственной Думой РФ 20 июля 1995 // Официальный интернет-портал правовой информации
3. Об образовании: Федеральный закон №273-ФЗ от 29 дек. 2012г. (ред. от 17.02.2023): Принят Государственной Думой 21 дек. 2012 // Официальный интернет-портал правовой информации.
4. Об основах социального обслуживания граждан в РФ: Федеральный закон №442-ФЗ от 28 дек. 2013 (ред. от 28.12.2022): Принят Государственной Думой 23 дек. 2013 г. // Официальный интернет-портал правовой информации
5. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ №1618-р от 25 авг. 2014 // Официальный интернет-портал правовой информации
6. ГОСТ Р 52885-2013 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье». – Введ.
Литература
7. Аверьянова П. А. Социальная реабилитация детей-инвалидов / П. А. Аверьянова, Д. А. Пестова // Научный формат. – 2020. - №12. – С. 13-16.
8. Ахунова Е.С. Гражданско-правовое регулирование оказания социальных услуг населению // Актуальные проблемы современной науки. - 2016. - N1. - С.96-98.
9. Бедулина Г. Ф. Реабилитология. – URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/47001/1/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%8F%20%D0%A3%D0%9C%D0%9A.pdf
10. Бражник, А. М. Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2022. - №47. – С. 479-482.
11. Василенко, С.В. Реабилитационные технологии социальной работы с детьмиинвалидами в условиях социальной службы // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России: сборник. - 2016. - С. 1-18.
12. Веричева О.Н. Социальная терапия как художественно-творческая технология социальной работы с инвалидами //Грани познания.- 2011.-№3.- С.1-3.
Дети из семьи с таким типом взаимодействия отличаются аффективно-агрессивным поведением, повышенной раздражительностью и возбудимостью [22, с. 97].
Современными исследователями выделяется ряд проблем, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья и семьи, воспитывающие ребенка-инвалида:
1. Медицинские проблемы. В первую очередь, это получение информации о заболевании ребенка и прогнозах врачей, освоение навыков медицинского ухода за ребенком, необходимость обеспечения постоянного медицинского наблюдения, организация консультаций с экспертами и другие.
2. Экономические проблемы. Основная причина пониженного уровня материальной обеспеченности – это вынужденный отказ от работы или работа на неполный день с потерей заработной платы одного из супругов. Однако, ребенку требуются медикаменты, медицинские процедуры, прохождение курсов лечения, использование специального оборудования.