Развитие групповой сплоченности у обучающихся в среднем профессиональном образовании (СПО)
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что групповая сплоченность оказывает непосредственное влияние на эффективность развития личности в процессе группового взаимодействия. От степени и уровня групповой сплоченности студенческого коллектива напрямую зависит посещаемость и успеваемость обучающихся в СПО, контингент отчисляемых студентов, активность студентов в различных видах деятельности.
Групповая сплоченность студенческого коллектива улучшает социально-психологический климат группы и удовлетворенность всех студентов своей студенческой и общественной жизнью. Поддержка участников студенческой группы друг друга также свойственная сплочённости группы, а также повышает самооценку, самовыражение, творческую активность, раскрепощает личность обучающегося в учебной деятельности [17].
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты групповой сплоченности обучающихся в среднем профессиональном образовании…..……………………………6
1.1. Термин ?групповая сплоченность? в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….6
1.2. Особенности проявления групповой сплоченности в студенческом коллективе……………………………………………………11
Выводы по главе 1…………………………………………………………...17
Глава 2. Эмпирическое исследование групповой сплоченности обучающихся в СПО…………………………………………………………18
2.1. Организация и методы исследования групповой сплоченности обучающихся в СПО……….………………………………………………..18
2.2. Обзор цикла проведенных занятий по развитию групповой сплоченности студенческой группы………………………………………..22
2.3. Результаты эмпирического исследования по повышению уровня групповой сплоченности……………………………………………..49
Выводы по главе 2…………………………………………………………...56
Заключение…………………………………………………………………..57
Список литературы………………………………………………………….59
Приложения…………………………………………………………………..65
1. Авдеенко А.С. Исследование коллективной сплоченности студентов-первокурсников в вузе // Вестник СМУС74. - 2017. - №1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-kollektivnoy-splochennosti-studentov-pervokursnikov-v-vuze (дата обращения: 07.04.2023).
2. Ароксон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э.Ароксон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 560 с.
3. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2018. – 347 с.
4. Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. - Москва, 2010. - 548-578 с.
5. Виноградов, B.JI. Управление сплочением академических групп (педагогический аспект): дисс.канд. пед. наук / В.Л. Виноградов. Казань, КГПУ, 2016. -182 с.
6. Волков, Б. С. Психология подростка: учебное пособие / Б. С. Волков. — Москва: Академический Проект, 2017. — 240 c. — ISBN 978-5-8291-2542-4. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/36521.html (дата обращения: 18.03.2022).
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
8. Гривцов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А.Г. Гривцов. - СПб.: Питер, 2007. - 341 с.
9. Дедушка, А. И. Психологическая работа с подростковыми группами. Создание дружного коллектива / А.И. Дедушка. - Москва: Высшая школа, 2014. - 256 c.
10. Денисович, Т.Е. Обеспечение продуктивного взаимодействия
субъектов воспитательного пространства / Т.Е. Денисович// Директору
школы и его заместителю по воспитательной работе. – 2016. –№9. – С. 12–21.
11. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / сост. С.А. Багрецов, В.М. Львов. – Санкт-Петербург: «Лань», 2011. – 640 с.
После проведения развивающих занятий нами было повторно организовано диагностическое исследование по методикам, используемым на констатирующем этапе.
На контрольном этапе эмпирического исследования нами повторно были использованы диагностические методики: Определение индекса групповой сплоченности К. Э. Сишора (Приложение 1), Определение опосредованной групповой сплоченности (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева) (Приложение 2), Самооценка эмоционально-мотивационных ориентаций в межгрупповом взаимодействии (модифицированный вариант Н.П. Фетискина) (Приложение 3).
Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора» (Приложение 1).