Личностно-мотивационная готовность студентов к обучению в вузе

Скачать диплом с рассмотрением личностно-мотивационной готовности к обучению студентов вуза на разных курсах овладения профессией.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.11.2024
Объем файла
687 Кб
Количество страниц
88
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕАктуальность. Одной из ключевых проблем современной педагогической психологии является недостаточный уровень реальной готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности. Многие преподаватели высшей школы видят причину данной проблемы в отсутствии интереса студентов учиться, получать знания. Поступая в вуз, абитуриенты хотят получить определенный объем знаний для дальнейшей жизни или удовлетворения собственных потребностей, но у одних мотивация к учебному процессу исчезает со временем, а у других – не успевает проявиться. Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения и формирования своего профессионального становления.
Однако на первое место выходит проблема недостаточной психологической, в том числе личностно-мотивационной готовности студентов к требованиям обучения в вузе и необходимости профессионального, личностного, социального роста и самоопределения весь период обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ 8

1.1. Понятие личностно-мотивационной готовности к обучению 8

1.2. Психологические особенности обучения студентов в вузе 15

1.3. Особенности личностно-мотивационной готовности студентов к обучению в вузе 24

Выводы по главе 1 32

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ 34

2.1. Организация и методы исследования 34

2.2. Анализ уровня развития компонентов личностно-мотивационной готовности к обучению и сформированности личностно-мотивационной готовности к обучению студентов на разных курсах овладения профессией 37

2.3 Анализ взаимосвязи успешности обучения студентов и компонентов личностно-мотивационной готовности, уровня развития личностно-мотивационной готовности к обучению студентов на разных курсах овладения профессией 46

2.4 Анализ взаимосвязей компонентов личностно-мотивационной готовности к обучению студентов на разных курсах овладения профессией 50

2.5. Психолого-педагогические рекомендации по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению в вузе у студентов с разной успешностью обучения 56

Выводы по главе 2 58

ВЫВОДЫ 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65

ПРИЛОЖЕНИЯ 71

СПИСОКАртюхова И.С. Развитие саморегуляции и планирования у младшего школьника. Школьный психолог. 2008; № 8.
Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: Смысл: Эксмо, 2006.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология: учебное пособие / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ, 2008. – 672 с.
Гриднева С.В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе как фактор формирования профессиональной направленности студентов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тула, 2014.
Дорохина, В. Г., Равикович, С. И. Формирование психологической готовности подростков к производительному труду // Психология: Респ. наук.-метод. зб. - Киев: Рад. школа, 1989. -Вып. 32. - С. 27-33.
Дубровина И.В. Психологические проблемы профессионального самоопределения школьников // Гуманизация образования. 2010. №8.
Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. -176 с.
Жукова, В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «Психологическая готовность» // Известия ТПУ. 2012. №6.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям. Москва: Логос, 2009.
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб : Питер, 2011. – 508 с.
Капцов, А.В. Особенности противоречивости личностных ценностей студентов // Человек в экономических и социальных отношениях: Материалы Всерос. науч. конф. / Отв. ред. А.Б. Купрейченко, Л.Н. Широкова. Институт психологии РАН, Москва, 2012. С. 159-160.
Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности: учебное пособие / В. И. Ковалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М. : Наука, 1988. – 192 с.
Кон, И. С. Психология ранней юности. Кн. для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
 

По мнению исследователей, (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, К. К. Платонов, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, и др) это связано с осознанием личностью собственных потребностей, подразумевает целенаправленную активность личности и оказывает влияние на формирование оптимальной работоспособности человека для успешной деятельности.
Психологическая готовность к обучению в вузе – это сложное структурно-системное образование, включающее личностно-мотивационную сферу, системы обобщений знаний и представлений, познавательные способности, отражает готовность студентов к усвоению знаний и умений, предусмотренных вузовской программой, в форме учебной деятельности [Печников,1996].
Как и любой труд, обучение в вузе предполагает наличие определенной готовности к нему.