Причины девиантного поведения у подростков
ВВЕДЕНИЕ
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе.В подростковом возрасте подросток характеризуется как «трудный». Проблема «трудных» подростков, одна их важных психолого-педагогических проблем.Сложная экономическая ситуация в стране, иные мировоззрения и т.д. приводят к трудностям и конфликтам.В современном мире, молодёжь часто замечается в жестокости, агрессивности. Она проявляется как месть за не полученную ласку, заботу со стороны родителей. И в тех случаях, когда в семьях господствует физическое насилие. Причём злость выплёскивается на окружающих подростка. Резко подскочила преступность. Всё чаще подростки замечены в рэкете, проституции, в экстремистских движениях и даже в сотрудничестве с мафией. Широкое распространение среди противоправных действий получили токсикомания и наркомания. Свою ценность и значимость утратили учебная и трудовая деятельность. Подростки хотят получать больше благ, привилегий и при этом меньше работать, учиться.Подростки больше всех страдают от сложившейся ситуации в стране.Но большую роль, конечно же, играют родители. Чем больше родитель опекает и считает своего ребёнка маленьким, тем больше подросток желает вырваться из под его опеки и показать свою самостоятельность, независимость. Это чревато отрицательными, а иногда и катастрофическими последствиями.Вместе с этим повышается конфликтность между взаимоотношениями родителей и подростков. Подросток не хочет считаться с мнением своих родных - на первом месте у него мнение сверстников, для него они авторитеты.Не получившие в семье нужной ласки и внимания дети, начинают общаться с друзьями, порой и сбегая из дома. Они забрасывают учёбу, всё своё свободное время проводят на улице, при этом занимаясь не всегда полезной деятельностью. Девиантом можно назвать такого подростка, который не один раз отклонился от нормы поведения, а систематически прибегает к девиантному поведению, которое, соответственно носит социально-негативный оттенок.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте
1.3 Пути преодоления девиантного поведения у подростков
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Коррекционные занятия, направленные на преодоление девиантного поведения у подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Jesse, Russell Девиантное поведение / Jesse Russell. - М.: VSD, 2015. - 701 c.
Бельсон, Я.М. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью / Я.М. Бельсон. - М.: Наука, 2015. - 240 c.
Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2016. - 240 c.
Гилинский, Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль / Я.И. Гилинский. - М.: Юридический центр, 2018. - 336 c.
Гилинский, Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль в обществе постмодерна / Я.И. Гилинский. - М.: Алетейя, 2017. - 189 c.
Змановская, Елена Валерьевна Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие / Змановская Елена Валерьевна. - М.: Питер, 2017. - 650 c.
Ирина, Юрьевна Блясова und Любовь Юрьевна Зайцева Девиантное поведение несовершеннолетних и правовой нигилизм / Ирина Юрьевна Блясова und Любовь Юрьевна Зайцева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 300 c.
Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2020. - 288 c.
Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2020. - 802 c.
Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - Москва: Высшая школа, 2016. - 286 c.
Ковальчук, М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: моногр. / М.А. Ковальчук. - М.: Владос, 2019. - 220 c.
Колесникова, Г. И. Девиантное поведение для студентов вузов / Г.И. Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевич. - М.: Феникс, 2015. - 128 c.
Колесникова, Г.И. Девиантное поведение. Для студентов ВУЗов / Г.И. Колесникова. - М.: Феникс, 2019. - 117 c.
Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. - М.: Беларусь, 2017. - 208 c.
Красовский, Ю.Д. Архитектоника организационного поведения: моногр. / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 334 c.
Важно, чтобы на этом этапе, воспитанник научился сам оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.Так же, в процесс перевоспитания, может включиться целый коллектив воспитанников. Здесь воспитатель выступает в роли координатора, направляя коллектив на перевоспитание своего товарища. Педагог-психолог, работающий с трудным подростком, прибегает к одному из методов, поставив перед воспитанником цель быть похожим на кумира, на идеал. Этот нравственный идеал помогает в формировании положительного поведения подростка [38].Здесь важно знать способности воспитанника, определив которые, педагог внушает ему уверенность в своих силах, в реальности изменения своей жизни.Но следует помнить, что трудные подростки могут быть враждебны, агрессивны, замкнуты. Отсюда, начиная с малой группы, следует «разрядить» обстановку созданием клуба, спортивной секции, технических кружков.И еще один путь перевоспитания трудных подростков - это включение в группу воспитанных подростков, что значительно сложнее других методов.В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А.С.Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает свою безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше. Но воспитанник достигнет успеха, если сможет изменить свои привычки и поступки.Трудный подросток требует особого подхода. Это в полном смысле должен быть подход поэтапный, на первом этапе которого должны быть установлены хорошие отношения с подростком и его окружением, точнее, должен быть установлен контакт, что в практике работы педагога-психолога достигается не сразу и не просто.Здесь важно педагогу-психологу еще до встречи познакомиться с личными делам подростка в школе. Важно выяснить причину педагогической запущенности, а в дальнейшем стараться объединить педагогический процесс воспитания и процесс самовоспитания. Педагогу-психологу важно овладеть приемом направления подростка к деятельности самосовершенствования.Работая с трудными подростками, педагог-психолог на каждого воспитанника составляет психологическую карту. В этом особенность работы педагога-психолога - работа с личностью.Учитывая, что трудные подростки чаще всего особенно возбудимы, педагогу-психологу важно выбрать для ребенка тот вид деятельности, который поможет ему во время конфликта быть сдержанным и терпеливым. Задача педагога состоит в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности.Для воспитания этих качеств следует помнить, что подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими.Таким образом, рассмотрены основные способы преодоления отклоняющегося поведения детей и подростков. Каждое из приведенных способов имеет свой потенциал в решении проблемы. Успех в деле предупреждения и преодоления девиантного поведения молодежи зависит от того, в какой степени все изложенные способы находят реализацию на практике.