Особенности самоконтроля подростков, склонных к самоповреждающему поведению

Цель исследования: Выявить особенности самоконтроля подростков, склонных к самоповреждающему поведению
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
13.08.2022
Объем файла
418 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность. В настоящее время самоповреждающее поведение является предметом междисциплинарных исследований: психиатрии, психологии, социологии и др. Такой интерес вызван культурно-исторической устойчивостью и универсальностью модели такого рода поведения, с одной стороны, и многообразием различных форм самоповреждения, с другой. Самоповреждающее поведение (поведение аутоагрессивного характера) в настоящее время широко распространено среди подростков различных групп риска. Исследователями отмечается увеличение числа самоповреждений в последние годы, что зачастую вызывает необратимые последствия, которые негативно влияют на психологическое благополучие и на физическое здоровье подростков. Поэтому нахождение особенностей людей склонных к такому виду поведения является очень важным в наше время, чтобы можно было проще, точнее и быстрее его выявлять. Так как, чаще всего, склонность к саоповреждющему поведению выявляют уже после негативных последствий. Это даёт основание полагать, что тема данного исследования является актуальной.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей самоконтроля подростков, склонных к самоповреждающему поведению. 5

1.1 Самоповреждающее поведение как вид девиантного поведения в современных научных теориях. 5

1.2 Теоретические аспекты в изучении самоконтроля и его составляющих 11

1.3 Особенности самоконтроля в подростковом возрасте 18

1.4 Психологические особенности самоповреждающего поведения в подростковом возрасте. 27

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самоконтроля подростков с девиантным поведением. 31

2.1 Организация эмпирического исследования 31

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования. 34

2.3 Психологическая профилактика самоповреждающего поведения в подростковом возрасте 44

Выводы. 49

Заключение. 50

Список литературы: 53

Список литературы:

1. Польская, Н.А. Феноменология и функции самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии: автореферат дис. ... доктора психологических наук / Н.А. Польская; С.-Петерб. гос. ун-т. – Москва, 2017. – 51 с.

2. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. – СПб., 1996. – 347 с.

3. Змановская, Е.В. Девиантология / Е. В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288 с.

4. Амбрумова, А.Г. Аутодеструктивное поведение подростков / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина, Л.Я. Уманский // Вопросы психологии. // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. – 2014. – №3. – С. 52- 62.

5. Farberow, N.L. Indirect self-destructive behavior: Classification and characteristics / N.L. Farberow // The Many Faces of Suicide / In Norman L. Farberow (ed.). – New York: McGraw-Hill Book Company, 1980. – 257 p

6. Личко, А.Е. Саморазрушающее поведение у подростков / А.Е. Личко, Ю.В. Попов // Социальная психиатрия: Фундаментальные и прикладные исследования. – Л., 1990. – С. 77-82

7. Кузьмина Л. С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения у подростка

8. Егоров Ф.А. «Связь самооценки и девиантного поведения в подростковом возрасте»

9. Favazza A.R. Bodies under siege: self-mutilation and body modification in culture and psychiatry, 2nd Ed. Baltimore, MD. John Hopkins University Press,1996

10. Nock M.K. Self-injury. Annu. Rev. Clin. Psychol. 2010; 6: 339– 363. DOI: 10.1146/annurev.clinpsy.121208.131258

11. Зинчук М.С., Аведисова А.С., Гехт А.Б. Несуицидальное самоповреждающее поведение при психических расстройствах непсихотического уровня: эпидемиология, социальные и клинические факторы риска. Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2019; 

12. Евсеев В.Д., Пешковская А.Г., Мацута В.В., Мандель А.И. Несуицидальные самоповреждения (NSSI) и их связь с цифровыми данными социальной сети. Академический журнал Западной Сибири. 2020;

13. Barrocas A.L., Hankin B.L., Young J.L., Abela J.R. Rates of nonsuicidal self-injury in youth: age, sex, and behavioural methods in a community sample. Pediatrics. 2012; 130: 39-45. DOI: 10.1542/peds.2011-2094

14. Muehlenkamp J.J., Gutierrez P.M. Risk for suicide attempts among adolescents who engage in non-suicidal self-injury. Arch. Suicide Res. 2007;

15. Word Preventing suicide: A global imperative Geneva, Word Health Organization. 2014. 

16. Andover M.S. Non-suicidal self-injury disorder in a community sample of adults. Psychiatry Res. 2014;

17. Klonsky E.D. Non-suicidal self-injury in United States adults: prevalence, sociodemographics, topography and functions. Psychol. Med. 2011; 41: 1981–1986.

18. Whitlock J., Eckenrode J., Silverman D. Self-injurious behaviors in a college population. Pediatrics. 2006;

19. Darche M.A. Psychological factors differentiating self-mutilating and non-self-mutilating adolescent inpatient females. Psychiatr. Hosp. 1990;

20. Bolognini M., Plancherel B., Laget J., Stephan P., Halfon O. Adolescents' self-mutilation – relationship with dependent behaviour. Swiss J. Psychol. 2003;

21. Klonsky E.D., Oltmanns T.F., Turkheimer E. Deliberate selfharm in a nonclinical population: prevalence and psychological correlates. Am. J. Psychiatry. 2003; 

22. Iannaccone M., Cella S., Manzi S., Visconti L., Manzi F., Cotrufo P. My body and me: self-injurious behaviors and body modifications in eating disorders – preliminary results. Eat. Disord. 2013; 

23. Quinn P., Surgenor P., McGilloway S. An exploratory servicebased study of Deliberate Self-Harm (DSH) in Ireland: 'A hidden population'? Ir Med J. 2017

24. Gratz K.L. Risk factors for deliberate self-harm among female college students: the role and interaction of childhood maltreatment, emotional in expressivity, and affect intensity/reactivity. Am. J. Orthopsychiatry. 2006;

25. Давидовский С.В. Особенности суицидального поведения среди жителей г. Минска. Здравоохранение. 2016;

26. Dwivedi Y. The neurobiological basis of suicide / University Boca Raton (FL): CRC Press / Taylor & Francis; 2012. 482 p.

27. Shaffer D., Jacobson C. Proposal to the DSM-V childhood disorder and mood disorder work groups to include non-suicidal selfinjury (NSSI) as a DSM-V disorder. Washington, DC: American Psychiatric Association, 2009

28. Regier D.A., Narrow W.E., Clarke D.E., Kraemer H.C., Kuramoto S.J., Kuhl E.A. et al DSM-5 field trials in the United States and Canada, part II: test-retest reliability of selected categorical diagnoses. Am. J. Psychiatry. 2013;

29. van Heeringen K. The neuroscience of suicidal behavior. Hardcover / Cambridge University Press, 2018. 286 p.

30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 321 с

31. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 252

32. Ениколопов С.Н., Медведева Т.И. Апробация русскоязычной версии методики «шкала импульсивности Баррата» (BIS-11) // Психология и право. - 2015. - Т. 5. - № 3. -С. 75-89.

33. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. В.В. Попова, Ю.Г. Круглова. - 3-е изд., испр. и доп. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 323 с.

34. Насиновская Е. Е. Методы изучения мотивации личности. М., 1988.

35. Дементий Л.И. Возрастные особенности самоконтроля, импульсивности и агрессивности школьников // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2017. - №2. – С. 4-9.

36. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб: Питер, 2009. - 151 с.

37. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления. - М.: Новая школа, 1996

38. Mishel W. et al. Delay of Gratification in Children // Science. - 1989. - Vol. 244 (4907). - P. 933-938.

39. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Per Se,, 2006.

40. Малюшина Ю.А. Особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте // Вестник Курган. гос. ун-та. 2018. № 1(48). С. 35–37.

41. Baiden P., Stewart S.L., Fallon B. Th e role of adverse childhood experiences as determinants of non-suicidal self-injury among children and adolescents referred to community and inpatient mental health settings // Child Abuse & Neglect. – 2017. – V.69. – P.163–176. doi: 10.1016/j.chiabu.2017.04.011

42. Taylor P.J., Jomar K., Dhingra K., Forrester R., Shahmalak U., Dickson J.M. A metaanalysis of the prevalence of diff erent functions of non-suicidal self-injury. // Journal of Aff ective Disorders. – 2018. – V.227. – P.759–769. doi: 10.1016/j. jad.2017.11.073

43. Польская Н.А. Психология самоповреждающего поведения. - М.: Ленанд; 2017.

44. Nock M.K., Joiner T.E., Gordon K.H., Lloyd-Richardson E., Prinstein M.J. Nonsuicidal self-injury among adolescents: diagnostic correlates and relation to suicide attempts. Psychiatry Res. 2006;

45. Амбрумова А. Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. М., 1978.

46. Berger E., Hasking P., Martin G. Adolescents’ perspectives of youth non-suicidal self-injury prevention // Youth & Society. 2017. Vol. 49. № 1. P. 3–22. doi:10.1177/0044118X13520561

47. Hasking P., Rees C.S., Martin G., Quigley J. What happens when you tell someone you self-injure? The effects of disclosing NSSI to adults and peers // BMC Public Health. 2015. Vol. 15. № 1. URL: https://bmcpublichealth.biomedcentral.com/track/pdf/10.1186/ s12889 -015-2383-0 (Accessed 26.05.2018). doi:10.1186/s12889-015-2383-0

48. Heath N.L., Toste J.R., MacPhee S.D. Prevention of Nonsuicidal Self-Injury // The Oxford Handbook of Suicide and Self-Injury / M.K. Nock (ed.). New York, Oxford: Oxford University Press, 2014. P. 397–408.

49. Leavell H.R., Clark E.G. Preventive Medicine for the Doctor in His Community: An Epidemiologic Approach. Toronto: McGraw-Hill, 1965. 684 p.

Чрезмерная эмоциональность, сила эмоций, глубина может оказывать на самоконтроль значительное влияние. Как аффект, так и апатия способствуют затруднению контроля над собой, своим телом и действиями, особо важными для поддержания оптимального состояния, вследствие того, что человеку весьма сложно выйти из данного эмоционального состояния, что еще раз указывает на особую связь эмоциональной и волевой сферы человека. Наиболее это характерно для подросткового возраста, где особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, когда эмоции полностью блокируют интеллектуальный план, а также волевую активность, когда все действия направлены лишь на предмет аффекта.