Выявление уровня сформированности у детей 3–4 лет культурно-гигиенических навыков
Введение
Актуальность. У многих детей младшего дошкольного возраста, пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, кушать, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Отсутствие сформированности культурно-гигиенических навыков приводит к ослаблению здоровья ребенка и его ущемленности в социальном общении. Из-за несформированности культурно-гигиенических навыков ребенок не может сначала полноценно общаться со сверстниками, а в дальнейшем и со всеми людьми. У него формируются такие качества как агрессивность, неуверенность, негативизм. Понятие ?культурно-гигиенические навыки? является собирательным. В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого определения этого понятия. С одной стороны, исследователи рассматривают его в контексте навыков, которые укрепляют здоровье, а с другой стороны - общих культурных норм поведения в обществе. В дошкол
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы сформированности у детей 3–4 лет культурно-гигиенических навыков. 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей 3–4 лет 6
1.2. Понятие, сущность культурно-гигиенических навыков 11
1.3. Методы формирования у детей 3–4 лет культурно-гигиенических навыков 17
Глава 2. Эмпирическое исследование выявления уровня сформированности у детей 3–4 лет культурно-гигиенических навыков 29
2.1.Организация, методы и результаты исследования 29
2.2. Практическая работа по формированию у детей 3–4 лет культурно-гигиенических навыков 40
Заключение 52
Список литературы 54
Список литературы
1. Андреева Н. А. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (44). С. 2-56.
2. Авсюкевич, Н.И. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности [Текст] / Н.И. Авсюкевич, И.А. Башкатова // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С.901 - 903. [электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://moluch.ru/archive/104/24380/ (дата обращения: 24.09.2022)
3. Алямовская, В.Г. Ребенок за столом. Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков [Текст] / В.Г. Алямовская В. Г. - М.: Академ-Проект, 2017. – 210 с.
4. Арушанова, А.Г. Формы организации совместной игровой деятельности и общения младших дошкольников [Текст] /А.Г. Арушанова, В.В. Коннова, Е.С. Рычагова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 2–38.
5. Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 [Текст] / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова и др. – М.: Просвещение, 2016. – 280 с.
6. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов [Текст] / – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2017. – 234 с.
7. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2015. – 192 с.
8. Гаранджа, В.И. Формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников : учеб. пособие / В.И. Гаранджа. – М. : Мост, 2018. – 350 с.
9. Дорохов, А.А. Как себя вести: беседы о вежливости и правилах поведения [Текст] /А.А. Дорохов. - М.: Педагогика, 2017. – 112 с
10. Зебзеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ: книга для воспитателя детского сада. [Текст] / В.А. Зебзеева. – М.: Аст–Пресс, 2017. – 123 с.
11. Конина, Е.Ю. Формирование культурно–гигиенических навыков у детей: Игровой комплект. [Текст] / Е.Ю. Конина. – М: Айрис–пресс, 2017. – 112 с.
12. Кирьянова, Р.А. Учимся, играя: система игр и упражнений по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам [Текст] / Р.А. Кирьянова //Дошкольная педагогика. – 2016. – № 3. – С. 5–42.
13. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст] /Я.И. Ковальчук. – М.: Логос, 2018. – 196 с.
14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2016. – 467 с.
15. Комарова, Т.С.
Если куклы в детской игре только едят и спят, то он предлагает организовать в доме генеральную уборку, чтобы куклы навели порядок, постирали свои платья, сложили в шкаф вещи, помыли посуду. Взрослым следует правильно организовывать руководство игрой, чтобы не подавить детской инициативы. Видя, что ребенок берет игрушечный утюг, тазик, куклу, воспитатель спрашивает его, во что он собирается играть, а узнав, что он хочет постирать одежду кукле, интересуется, для чего он хочет это сделать, предлагая ребенку мотивировать свой выбор. Педагог может посоветовать, а если надо, и помочь в осуществлении замысла, выразить свое одобрение интересной игре. Интерес ребенка к игре усиливается всегда, когда воспитатель принимает непосредственное участие в ней. Участие педагога в детских играх в младшем возрасте важно тем, что взрослый не только ненавязчиво