Программно-методическое обеспечение логопедической работы по преодолению нарушений письма, обусловленных несформированностью навыков языкового анализа, у обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи IV уровня
Введение
Актуальность темы исследования. Речевая патология у младших школьников создает преграду и сложности для освоения навыков письменной речи, языкового анализа. У детей выявляются трудности при нарушении письма: от полноценной неспособности к усвоению грамоты до частичного неформирования письменной речи.
Среди ошибок, отражающих фонетическое и фонематическое недоразвитие речи, в первую очередь авторы выделяют замены букв. Смешиваются и заменяются буквы, соответствующие определенным группам звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных, мягких и твердых согласных). Различия между звуками оказываются легко уловимыми при нормальном развитии речи. Нарушения же речевого развития ребенка могут вести к большим трудностям в различении указанных звуков.
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. Научно-теоритические основы проблемы преодоления дисграфии 7
1.1 Психологическая структура формирования навыков письма 7
1.2 Понятие дисграфия. Классификация дисграфии 14
1.3 Анализ существующих подходов проблеме диагностики и коррекции ошибок на основе нарушений языкового анализа 22
ГЛАВА 2. Описание проекта. 33
2.1 Паспорт проекта 33
2.2 Предпроектный и диагностический этап 35
2.3 Разработческий и результативно – оценочный этап 39
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Список использованных источников
Адиян Т.А. Дисграфия: пути преодоления // Преподаватель года. 2019. С. 204-207.
Актуальные проблемы образования: позиция молодых. Часть 2: материалы Всероссийск.студ.науч.-практ. конференции // Под.ред.кол., Е.А. Гнатышина, Богачев А.Н., Уварина Н.В. и др. – Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2020. 325 с. [Электронный ресурс] URL http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/9462/Савченков.%20Актуальные%20пробл_обр-ния%20Сб.ст.Ч.2.pdf?sequence=1&isAllowed=y#page=285 (дата обращения: 01.03.2023)
Аленушкина Е.А., Емельянова И.А., Холостых И.А. Дисграфия у младших школьников // Вестник научных конференций. 2020. С. 9-10.
Артемьева А.С. Система логопедической работы по преодолению дисграфических ошибок у обучающихся 3 классов с ЗПР // Инновации. Наука. Образование. 2021. С. 1512-15151.
Аршинцева Т.П., Погореленко А.П., Матвиенко Е.Н., Гладышева А.В. Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Редакционная коллегия. 2019. С. 39.
Ахметшина И.А., Лосева А.А., Юсупова Х.Г. Логопедическая работа по коррекции дисграфии у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. С. 59-62.
Белкина Р.Р. Механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи // Вопросы педагогики. 2020. С. 34-45.
Булаева Т.Г. Проблема языкового анализа и синтеза у младших школьников в современной психолого-педагогической литературе // Новые педагогические исследования. 2021. С. 150-152.
Быченкова С.Г., Иванова Н.В. К вопросам профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР // Научный аспект. 2019. № 1 (2). С. 12.
Ванина Л.А. Появление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2020. С. 272-275.
Акустическая дисграфия. Звукопроизношение находится в норме, страдает фонематическое восприятие. На письме это выражается в замене букв, перестановке их местами.
Дисграфия на основе языкового анализа и синтеза. Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При этой форме дисграфии ученики пропускают, повторяют или переставляют местами буквы и слоги; пишут лишние буквы в слове или не дописывают окончания; пишут слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников часто [27].