Обучение школьников средних классов созданию выборочных пересказов литературных текстов

Скачать курсовую с рассмотрением разработки, способствующие развитию умений учащихся 5-х классов в области создания выборочных пересказов.
Author image
Askar
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.11.2024
Объем файла
688 Кб
Количество страниц
39
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее – ФГОС ООО), одной из целей обучения в школе является развитие речевых умений учащихся. Процесс изучения литературы направлен на овладение учащимися «умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ» [34]. Средством контроля уровня сформированности умения пересказывать является итоговое устное собеседование по русскому языку, которое учащиеся сдают в 9 классе. Анализ результатов итогового собеседования говорит о том, что почти половина обучающихся при пересказе не умеют работать с микротемами исходного текста, не могут определить подходящее место для цитаты в тексте, допускают много фактических, грамматических и речевых ошибок, связанных с пониманием текста, что свидетельствует о том, что создание пересказа дается учащимся довольно тяжело [2].

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1 Пересказ как средство развития связной устной речи детей среднего школьного возраста 6

1.1 Место пересказа в методике обучения литературе 6

1.2 Создание   выборочного   пересказа:   анализ     методических разработок 13

2 Обучение учащихся 5-х классов созданию выборочных пересказов художественных произведений 19

2.1 Выявление умений учащихся по созданию  выборочных пересказов художественных произведений 19

2.2 Формирующий   этап   педагогического   эксперимента   в   5-х классах 26

Заключение… 33

Список использованных источников… 35

Приложение А Задания к констатирующему этапу педагогического эксперимента 40

Приложение Б Критерии оценивания заданий к констатирующему этапу эксперимента 44

Приложение В Результаты проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента 46

Приложение Г Результаты выполнения заданий констатирующего этапа педагогического эксперимента учащимися 5-х классов 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М. М. Алексеева. – Москва : Сфера, 2014. 187 с. – URL: https://studopedia.info/3-52771.html (дата обращения: 16.03.2023).
Аналитическая справка об итогах основного этапа итогового собеседования по русскому языку в 9-х класс в 2022-2023 учебном году. – URL: https://shkola6saratov-r64.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Spravka
_ob_itogah_osnovnogo_etapa_IS_2023g.pdf (дата обращения: 24.04.2023).
Афанасьев, П. О. Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки по всем отделам русского языка с методическими пояснениями / П. О. Афанасьев, дир. Поливан. уч. семинарии. – Москва : Бр. Башмаковы, 1914. – 243 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003812823 (дата обращения: 16.03.2023).
Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под редакцией О. Ю. Богдановой. – 3-е издание, – Москва : Академия, 2004. – 397 с. – URL: https://nmc58.ru/files/docs/doc-nmc58-20220610101638.pdf (дата обращения: 17.03.2023) – ISBN 5-7695-0390-4.
Волков, В. В. Пересказ как способ освоения содержательности текста
/ В. В. Волков. – Тверь : Культура. Духовность. Общество. – 2015. –№ 16 – 125–131 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pereskaz-kak-sposob- osvoeniya-soderzhatelnosti-teksta (дата обращения: 24.03.2023).
Волосовец, Т. В. Речевое развитие. Теоретические основы и новые технологии / Т. В. Волосовец, О. С. Ушакова. – Москва : Русское слово, 2015.
– 168 с. – URL: https:// HYPERLINK "http://www.labirint.ru/books/473870/" \h www.labirint.ru/books/473870/ (дата обращения: 19.03.2023) – ISBN 978-5-00007-957-7.
Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Санкт- Петербург: Лань, 2013. – 278 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/30535 (датаобращения: 21.03.2023) – ISBN 978-5-507-12982-9.
 


Важную роль в работе над составлением пересказа играет и сам текст. По мнению А. И. Липкиной и М. И. Омороковой тексты должны
удовлетворять двум тесно связанным между собой требованиям. Во-первых,
текст должен иметь определенную познавательную ценность. Во-вторых, содержание текста должно представлять определенный интерес для ребенка, должно вызвать к себе определенное отношение [20].
Д. А. Слобин считает, что «язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения – выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть; желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей» [20].