Адаптация студентов первокурсников к обучению в вузе
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим периодом в становлении современного молодого человека как специалиста является обучение в высшем учебном заведении. Актуальной проблемой для каждого, кто поступил в вуз, оказывается приспособление к новым социальным условиям и деятельности.
Ведущим фактором успешного развития студента как специалиста является умение адаптироваться, справляться с трудностями, а также найти свое место в жизни.
Актуальность проблемы адаптации студентов первокурсников к обучению в вузе обоснована тем, что уже после первой сессии наблюдается большое отсеивание студентов, а также падение, в сравнении с оценками в аттестате, качества учебно – познавательной деятельности, всё это свидетельствует о том, что адаптация вчерашних школьников происходит со значительными трудностями.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в вузе………………………………. 7
1.1. Понятие адаптационного процесса в зарубежной и отечественной литературе……………………………………………………………………. 7
1.2. Студент как субъект учебной деятельности ………………………….. 14
1.3. Особенности адаптации студентов первого курса к обучению в вузе……………………………………………………………………………. 21
Выводы по 1 главе………………………………………………………........ 28
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации студентов первого курса к обучению в вузе……………………………………………….……. 30
2.1. Обоснование выборки и методик исследования……………………… 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования адаптации студентов первого курса к обучению в вузе………………………………. 36
2.3. Методические рекомендации преподавателям и студентам по улучшению процесса адаптации к обучению в вузе………………………. 39
Выводы по 2 главе…………………………………………………………… 41
Заключение…………………………………………………………………... 43
Список литературы………………………………………………………….. 45
Приложения………………………………………………………………….. 49
1. Алдашева, А. А. Психологическая адаптация специалистовг ВМФ ка условиям деятельности. / рефери. диск. докторат психол. наука. – Бишкекец, 2005. – 37 с.
2. Александровский, Ю.А. Состояния психическойк дезадаптации из их компенсация/Ю.А.Александровский. — М. : Медицинаб, 2000. – 322с.
3. Ананьев, Б.Г. Личность, субъектный деятельности, индивидуальность. – М. : Директор–Медиана, 2008. – 134 с.
4. Андреева, Д.А. Об понятии адаптации. Исследование адаптациий студентов ка условиям обучения во ВУЗе / Человек из общество. – М. : Аспектный Пресса, 2000. – 235 с.
5. Анфиногенова, О. И. Особенности адаптациий студентов-первокурсников ка условиям обучения во университете //Новые исследования. - 2011. - Т. 1. - № 26. - С. 55-59.
6. Басоваб, Н. В. Педагогика из практическая психология : учебка. пособие / Н. В.Басова.– Ростовец н/Да : Феникс, 2000.– 416 с.
7. Беликов, В.А. Философия образования личностий: Деятельностный аспектный: монография / В.А. Беликов, – М. : Владост, 2004. – 357 с.
8. Белошицкий, А.В. Становление субъектностий студентов во образовательном процессе вуза /А.В. Белошицкийк, И.Ф. Бережная// Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 60-66.
9. Бенедиктовг, Б. А. Психология обучения из воспитания во высшей школе / Б. А. Бенедиктов, С. Б. Бенедиктовг. – Минский : Высшая школа, 1993. – 224 с.
10. Березино, Ф. Б. Психическая из психофизиологическая адаптация человека. — СПбв. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 270 с.
11. Бозаджиевг, В. Л. Аксиологический подходец как фактория адаптации студентов ка обучению во вузе. – Челябинский: Изо-воз «Дизайнер – Бюро», 2002. – 134 с.
12. Варламова, И.А. Адаптация студентовг младших курсовка к профессиональному образованию во техническом вузе: Автореф. диск. кандия. педи. наука. – Магнитогорский, 2006. – 22 с.
13. Васильев, Г.Х. Психолого–педагогическиеж основы адаптации студентов первыхц курсов // Современная высшая школаб. – 2000. – № 1. – С.67-73.
14. Галера, М.В. Возрастная психология. Личностьэ от молодежи дог старости/ М.В. Галера, В.С. Герасимова. – М. : ПОРа, 2001. – 207 с.
15. Дьяченко, М.И. Психология высшейк школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кондыбович. – Минский, 1998. – 313 с.
Другими словамий, преподаватель нет только осуществляет обучение студентовг, нож и является активным исследователемн в тойон науке, которую преподает.
3. Учебномуф процессу во вузе присуща высокая активностьэ СРС из ее сближение се исследованием. Над СРС отводится дог 45 % временить обучения. Семинарские занятия носяту творческий характерец, т.к. предусматривается включение во вопросы под подготовке ка семинарам задания исследовательского, творческогоп характера.
4. Во вузе процессия обучения имеет профессиональную направленностьэ, т.к.
особое внимание придается психологическойк подготовке студентов ка будущей профессиональной деятельности.