Элементы лингвокультурологического анализа на уроках литературы в 7 классе средней общеобразовательной школы
Актуальность. Современная система образования ориентирована на методы преподавания дисциплин, которые заявлены Федеральным государственным образовательным стандартом основной общеобразовательной организации (далее ФГОС ООО), что влияет на модернизацию учебного процесса в образовательных учреждениях
В процессе изучения предмета школьники знакомятся с художественными произведениями разных эпох и их авторами, основными понятиями теории литературы. Предмет «Литература», изучаемый в 5-9 классе общеобразовательной школы, является одним из основных, который направлен на формирование культурной картины мира.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В ШКОЛЕ 6
1.1 ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ФОНОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ 6
1.2 ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 7-ОМ КЛАССЕ: АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОГО ОПЫТА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 11
1.3 ЭЛЕМЕНТЫ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛАХ УЧЕБНИКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ 15
ЧАСТЬ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 19
2.1 ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧЕНИКОВ 7 КЛАССА 19
2.2 СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 7-ОМ КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
1. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое простарнство языка : учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко. — 6-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2020. — ISBN 978-5-9765-0813-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/166534 (дата обращения: 15.03.2023)
2. Беценко Т.П.Взгляд на лингвокультурологический анализ художественного текста как вид учебной деятельности в системе современного гуманитарного образования/ Беценко Т.П// Человек в социокультурном измерении – 2021 – №1 – С.14-21 – URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/260829/1/14-21.pdf (дата обращения: 18.03.2023)
3. Гулин А.В. Литература. 7 класс. Учебник для образовательных организаций. В двух частях. ISBN: 978-5-533-01086-3// Москва. Русское слово. 2020 (дата обращения: 08.04.2023)
4. Гуревич, П. С. Культурология : учебник / П. С. Гуревич. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Гардарики, 1999. – 288 с. – ISBN 5-8059-0012-2. – EDN TZZNGV. http://library.lgaki.info:404/71%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20Культурология/Гуревич%20Культорология.PDF (дата обращения: 15.03.2023)
5. Давлатзода Р.С. Лингвокультурологический анализ художественного текста // Символ науки. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskiy-analiz-hudozhestvennogo-teksta-1 (дата обращения: 17.03.2023)
6. Демичёва В.В. К проблеме использования лингвокультурологического комментария художественных текстов на уроках литературного чтения// Педагогический институт БелГУ. 2017. №4. URL: https://n-shkola.ru/storage/archive/1491823608-309906895.pdf ( дата обращения: 1.04.2023).
7. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В двух частях. Часть 1// Москва. Просвещение. 2019 (дата обращения: 08.04.2023)
8. Культурология в современной России: школы, концепции, персоналии : Сборник статей молодых ученых / Под редакцией Е.В. Листвиной, Н.П. Лысиковой. – Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2018. – 93 с. – ISBN 978-5-91879-811-9. – EDN XOJLSH. (дата обращения: 16.03.2023)
9. Курдюмова Т.Ф. Литератруа. 7 класс. В двух частях. Для общеобразовательных организаций. ISBN: 978-5-358-09114-6.// Москва. Дрофа. 2019 (дата обращения: 12.04.2023)
10. Мальцева Е.В. Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку// URL: https://multiurok.ru/files/lingvokulturologicheskii-podkhod-v-obuchenii-russk.html (дата обращения 01.04.2023).
Представленный тип работы позволяет восстанавливать элементы изучаемого времени через слово и визуальный код, в связи с тем, что мы обращаемся к живописи. Такой вид анализа является пограничным с культурологическим и развивает не только лингвокультурологическую компетенцию, но и фоновые знания.
Предполагаем, что именно эти виды работы станут побуждающими для применения элементов лингвокультурологического анализа в ходе исследования текстов художественной литературы прошлых эпох и, используя их, преподаватель сможет развивать лингвокультурологическую компетенцию школьников. Также предложенные нами задания помогут достичь цели, заявленную ФГОС ООО: «овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни».