Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.
Проблемой развития дошкольников в детской психологии занимались такие исследователи как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер.
При переходе от раннего детства (1-3 года) к дошкольному возрасту (от 3 до 6-7 лет) происходит изменение доминирующей роли в системе функций ребенка, центральная роль от восприятия переходит к памяти – функции, связанной с накоплением и переработкой непосредственного опыта дошкольника.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы развития познавательных процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста 8
1.1. Теоретический анализ исследований развития познавательной сферы в детском возрасте в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте и методы их развития 12
1.3. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте и методы их развития 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста 27
2.1. Организация и методы исследования особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста 27
2.2. Эмпирическое исследование уровня развития познавательных процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста 29
2.2.1. Эмпирическое исследование развития познавательных процессов детей дошкольного возраста 29
2.2.2. Эмпирическое исследование развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста 39
2.3. Статистический анализ результатов эмпирического исследования 58
2.4. Программа развития познавательных процессов у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ВЫВОДЫ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Приложение 1 77
Приложение 2 79
Приложение 3 83
Приложение 4 87
Приложение 5 89
Приложение 6 92
Приложение 7 93
Приложение 8 94
Приложение 9 96
1. Внимание школьника Ермолаев-Томин, О.Ю. / О.Ю. Ермолаева, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. – М.: Знание, 1987. – 79 с.
2. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. – М., АСАDЕМА, 1999. 672 с.
3. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
4. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / Л. Ф. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 460 с.
5. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 201 с.
6. Герасимчик Л. В. Формирование мотивации и познавательной активности дошкольников – один из факторов повышения учебной успешности // Молодой ученый. 2014. №6. С. 686–687.
7. Головастикова П. М. «Как сделать учение увлекательным» // Журнал «Начальная школа». 2013. № 2. С. 109–112.
8. Головина И.Д. Современная дошкольная система образования // Молодой ученый. 2018. № 8. С. 93-96.
9. Гуревич П. С. Психология и педагогика : учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. 320 с.
10. Доронина Н. Н. Познавательная активность детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. №4. С. 176–178.
11. Ильин Г.Л. Инновации в образовании. М.: Прометей, 2015. 425 с.
12. Инновационные технологии в образовании / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. / Сост. Земцов Д.И. – М.:МАКС Пресс, 2012. 141c.
13. Исследование гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности Ожигова Л.Н., 2016. - 290 с.
14. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Уч.-метод, пособие для школьных психологов. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. — Волгоград: Перемена, 1993. — 60с.
15. Лазарева М.В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2010. 479 с.
16. Лекомцева Е. Н. Формирование познавательной активности дошкольника // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 57–60.
Так, при правильном подходе к ребенку в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, зачатки логического мышления, умение оперировать мыслительными операциями, речь и творческое воображение. Все эти качества имеют первостепенное значение не только для маленького ребенка, но и для зрелого взрослого человека.
В качестве статистических методов исследования были проведены сравнения выборок по критерию U-критерию Манна-Уитни, а также проведен расчет по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена для установления взаимосвязей.