Работа логопеда с родителями детей-билингов как фактор повышения эффективности преодоления речевых нарушений
ВведениеАктуальность исследования. В настоящее время билингвизм является актуальной проблемой для разных областей науки (лингвистика, психология, нейропсихология, социология и пр.). Особое значение эта проблема имеет для логопедии, поскольку не во всех случаях усвоение нескольких языков одновременно происходит благоприятно для речевого развития детей.
Проблеме билингвизма в российской и зарубежной литературе посвящено множество трудов, начиная с работ таких выдающихся ученых, как В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, А.А. Потебня, Ж. Пиаже, Л. Щерба, Г. Верещагина, У. Вайнрайх, а также В. Аврорина, А. Залевская и др.; однако среди исследователей встречается масса разногласий и противоречий. Так, до недавнего времени, изучая билингвов, ученые отмечали только отрицательные стороны такой речевой ситуации. По мнению И. Эпштейна, многоязычие приводит к серьезным затруднениям в мышлении ребенка.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты работы логопеда с родителями детей-билингов как фактор повышения эффективности преодоления речевых нарушений 6
1.1.Особенности речевых нарушений у детей-билингов 6
1.2. Работа логопеда в преодолении речевых нарушений детей-билингвов 13
1.3. Характеристика работы логопеда с родителями детей-билингов 17
Вывод по 1 главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование работы логопеда с родителями детей-билингов как фактора повышения эффективности преодоления речевых нарушений 23
2.1. Организация исследования работы логопеда с родителями детей-билингов 23
2.2. Разработка программы работы логопеда с родителями детей-билингов 39
2.3. Обобщение результатов исследования 48
Вывод по 2 главе 57
Заключение 59
Список литературы 61
Список литературыАлимов, В.В. Интерференция в переводе (на материале профессионально ориентированной межкультурной коммуникации и перевода в сфере профессиональной коммуникации): автореф. дис. ... канд. филологических. наук / В.В. Алимов. - М., 2011. – 260с.
Аршавский, В. Различия, которые нас объединяют / В. Аршавский. – Рига, 2001. - 234 с.
Ахутина, Т.В. Дети с трудностями учения / Т.В. Ахутина // Начальная школа: плюс, минус. – 2000. - № 12. - С.20-25
Багана, Ж. Акцент и ошибки как проявление интерференции / Ж. Багана, Е.В. Хапилина // Вестник Воронежского государственного университета. - 2006. - N 1. - С. 55-58
Баранникова, Л.И. Сущность интерференции и специфика ее появления // Проблемы двуязычия и многоязычия: сб. науч. тр. / отв. ред. П. А. Азимов, Ю.Д. Дешериев, Ф.П. Филин. - М., 1972. - С. 88-98.
Белова, Н.В. Особые образовательные потребности детей билингвов / Н.В, Белова // Билинг. - 2016. – С.119-122
Вайнрайх, У. Одноязычие и многоязычие / У. Впйнрах // Новое в лингвистике. - М.: Прогресс, 1972. Вып. 6. Языковые контакты. - С. 25-60.
Верещагин, Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) / Е.М. Верещагин. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 160 с.
Виноградов, В.А. Интерференция / В.А. Виноградов // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. B.Н. Ярцева. - М., 1990. – С. 197
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский. – М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
Гнездилов, М.Ф. Обучение русскому языку в начальных классах вспомогательной школы / Гнездилов М.Ф. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 101 с.
Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму / Е.В. Гурьянов. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 264 сДьячков, М.В. Проблемы двуязычия (многоязычия) / М.В. Дьячков. - М.: Просвещение, 1992. – 104 с.
Карпушкина, Е.А. Становление двуязычной системы детей с билингвизмом / Е.А. Карпушкина //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – №. 2 (26). – С.223-229
Различные тенденции, которые намечаются в последние несколько лет в рамках системы образования влияют на то, что изменения необходимо провести как в системе коррекции и обучения, а также в подходах к процессу взаимодействия между родителями и педагогами.
В ФЗ «Об образовании в РФ» прописаны различные положения и принципы, на основании которых происходит процесс регулирования данных отношений в рамках всей образовательной системы.
Укрепляя различные воспитательные функции дошкольных организаций, и учитывая изменения, которые касаются жизни современного общества, нужно работать над совершенствованием различных методов и форм осуществления взаимодействия между дошкольными учреждениями, родителями, семьей и педагогами.