Технологии формирования мировоззрения обучающихся на уроках истории России
ВведениеМировоззрение – одно из важнейших, присущих человеку свойств в современном мире. От того, какое было сформировано мировоззрение, зависит дальнейшая жизнь человека. Данное свойство определяет позицию человека ко всем вопросам его жизни, начиная от вопросов с кем и как вести общение и заканчивая его отношением к происходящим в мире событиям. Отношение к культуре, историческому прошлому и наследию своей страны также содержится в мировоззрении человека. Из этого следует, что формирование мировоззрения есть процесс немаловажный для общества и государства, поскольку именно благодаря этому процессу формируется некий общий, но не единый, образец представления о мире и процессах, в нем происходящих.В современной картине мира ясно заметна тенденция на кардинально разные позиции в рамках одного государства и общества. Эти разнополярные позиции конкурируют и соперничают между собой. В соперничестве данных позиций заметны деструктивные элементы, ведущие к многочисленным конфликтам.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия «мировоззрение». 12
1.1. Педагогическое значение и категории понятия «мировоззрение» 12
1.2. Философское значение и типы понятия «Мировоззрение» 18
Глава 2. Приемы формирования мировоззрения на уроках истории. 24
2.1. Применение технологий формирования мировоззрения на уроке открытия нового знания. 24
2.2. Применение технологий формирования мировоззрения на уроке решения частной учебной задачи. 26
2.3. Применение технологий формирования мировоззрения на уроке контроля и коррекции знаний 29
Глава 3. Практическая часть 33
3.1 Разработка урока открытия нового знания 33
3.2 Разработка урока по решения частной учебной задачи 48
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения 73
Список литературы
Источники:
Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71764)
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71763)
Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. - URL: HYPERLINK "http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html" \h http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 22.02.2020).
Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
ФГОС Среднее общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020)
ФГОС Основное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020)
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022 N 261-ФЗ (последняя редакция)
Литература:
Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 588 с. : рис. ISBN 978-5-392-14661-1 [Электронный ресурс].– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251998 (дата обращения: 14.01..2023). – ISBN 978-5-392-14661-1.
Эта формулировка полезна в моей работе только лишь потому, что именно в ней содержится проблема формирования мировоззрения человека, в отличие от многих других философских источников. Данное высказывание указывает на бессвязность имеющихся у человека представлений о мире, отсутствие системы знаний.
Однако стоит понимать, что автор имел ввиду то, что эти знания на начальном этапе их получения нужно обрабатывать, чтобы сформировать крепкую картину процесса, что в свою очередь систематизировать с остальными знаниями, чтобы объединить их в единую картину мира. Именно это в моей работе и понимается под мировоззрением. Для выявление данного были обобщены все предыдущие источники и понятия, формулируемые в них, типологии мировоззрения ими приводимых, чтобы прийти к пониманию того, что данная работа рассматривает в первую очередь.