Методика обучения учащихся среднего школьного возраста пейзажу в цвете
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху цифровых технологий и больших возможностей, активный интерес у учащихся вызывают гаджеты, которые в свою очередь не способны заменить и развить у обучающихся творческие способности и умения, в полной мере и в классическом понимании. Существует ряд технологий, которые способствуют развитию детской моторики и помогают реализовать творческие идеи, однако данные приложения не могут полноценно заменить процесс рисования настоящей кистью, к примеру, дадут представление, но не научат правильно смешивать цвета и так далее. С этой позицией согласны многие ученые и художники, они активно приводят аргументы данной точке зрения.
Искусство, является, пожалуй, самой важной частью личностного развития ребенка, поскольку оно формирует его эстетическое чувство и способность понимать и ценить не только искусство, но и красоту окружающей действительности. Поэтому при обучении обучающихся изобразительному искусству стоит сделать акцент на отдельные его жанры.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПЕЙЗАЖА НА МОРСКУЮ ТЕМАТИКУ …………………………………………………………………… 7
1.1 Исторический аспект развития жанра пейзаж …………………………… 7
1.2 Особенности композиции пейзажа…………………………………….. 13
1.3 Концепция, методика и технология создания пейзажа на тему: «Морские дали»………………………………………………………………… 20
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РИСОВАНИЯ ПЕЙЗАЖА В ЦВЕТЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………. 30
2.1 Место темы «Пейзаж» в программах по изобразительному искусству для 5-8 классов ………………………………………………………………… 30
2.2 Художественные материалы, методы и приемы, применяемые при изучении темы «Пейзаж» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе……………………………………………………………… 37
2.3 Методические рекомендации по обучению учащихся пейзажу на уроках изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе, на примере картины «Морские дали»…………………………………………… 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….………………... 53
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Астафьева, Н.С. Тематическое и перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество» / Н. С. Астафьева, С.Н. Петрова; – Москва: Центр дополнительного образования «Восхождение»,2012. – с 47.
Артемьева, Т.И. Способности и условия их развития [Текст]: / Т.И. Артемьева. - М., 1969. - 18 с.
Астахов, А.И. Воспитание творчеством [Текст]: /А.И. Астахов. - М., Просвещение, 1986. - 158 с.
Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству: Методическое пособие. – М.: Творческий центр, 2006.
Беда, Г.В. Живопись / Г.В. Беда. –¬ М. : Просвещение, 2019. – 410 с.
Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры: Оценка творческих и художественных способностей. – М., 2000.
Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]: / Ю.К. Бабанский. - М., Просвещение, 1985. - 208 с.
Богемская, К.Г. Пейзаж. Страницы истории / К.Г. Богемская. – М. : Галактика, 2019. – 194 с.
Вагнер, А.К. С веком наравне / А.К. Вагнер. – М. : Сварог, 2016. – 251 с.
Виноградова, Н.И. Китайская пейзажная живопись / Н.И. Виноградова // Изобразительное искусство. – М, 2018. – С. 14-18. – Режим доступа : https : // art.1sept.ru/article.php?ID=200901503. – 05.07.2022
Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. – М. : Изобразительное искусство, 2015. – 354 с.
Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы[Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
Гладышева Т.А. Концепция творчества Б.М.Теплова как основа формирования творческого мышления средних дошкольников в процессе художественно изобразительной деятельности [Текст]/ Т.А. Гладышева, Э.В. Самарина // Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии : материалы междунар. юбил. конф. к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова / под ред. М.К. Кабардова, А.К. Осницкого. – Москва, 2019. – С. 136-139.
В случае рисования, для создания эффекта глубины и пространства можно использовать карандаш, работая с тоном и светотеневыми переходами. Для создания ярких цветовых акцентов можно использовать масляные краски или акварель, при этом необходимо учитывать естественные цвета морской воды, песка и растительности.
Марина (от французского слова marine - морской) - композиционно-сюжетный жанр изобразительного искусства, который посвящен морским пейзажам, сценам морской жизни и морской битве. В марине, как и в любом другом художественном жанре, имеются свои композиционные особенности.