Развитие продуктивных умений и стратегий интеракции у студентов технических специальностей на базе творческо-исследовательских заданий (В2, английский язык)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Обширные изменения в области экономики, политики и социума охватили не только Россию, но и весь мир. Это послужило возникновению новых требований к будущим выпускникам технических специальностей, чьи компетенции и навыки должны соответствовать актуальным запросам на рынке труда. Одним из таких требований стало умение взаимодействовать с представителями различных культур, для чего оказывается необходимым знание английского языка, чтобы построить эффективную коммуникацию. Таким образом, владение иностранным языком оказывается значимым условием для успешной самореализации будущих специалистов и их взаимодействий с другими представителями профессии.
Цель работы: разработать методику, способствующую формированию и развитию продуктивных навыков и стратегий интеракции у студентов технических направлений.
Оглавление
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ УМЕНИЙ И СТРАТЕГИЙ ИНТЕРАКЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 7
1.1. Содержание обучения иностранным языкам студентов технических специальностей согласно ФГОС и CEFR 7
1.2. Психолого-педагогические и дидактические основы формирования иноязычных умений и компетенций у студентов технических специальностей 12
1.3 Иноязычные интерактивные стратегии как основной компонент содержания обучения студентов технических направлений подготовки 18
ГЛАВА 2
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ ПРОДУКТИВНЫХ УМЕНИЙ И СТРАТЕГИЙ ИНТЕРАКЦИИ 29
2.1. Методические подходы к развитию продуктивных иноязычных умений: деятельностный, проектный, проблемно-ориентированный, метод кейс-технологий и т.д. 29
2.2. Типология заданий для развития продуктивных умений 34
2.3. Творческо-исследовательские задания как основа для развития продуктивных умений и стратегий интеракции 37
ГЛАВА 3
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ НА РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ УМЕНИЙ И СТРАТЕГИЙ ИНТЕРАКЦИИ 41
3.1. Форматы творческо-исследовательских заданий для развития продуктивных умений и стратегий интеракции 41
3.2. Принципы проектирования проблеино-ориентиванных и творческо-исследовательских заданий 45
3.3. Проектирование творческо-исследовательских заданий на развитие продуктивных умений и стратегий интеракции у студентов технических направлений 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Adolphs S. Genre and spoken discourse: Probabilities and predictions //Nottingham Linguistic Circular. – 2002. – Т. 17. – С. 47-60.
Amonashvili S. A. Razmyshlenie o gumannoj pedagogike. – 2006.
Cornford I. R. Learning-to-learn strategies as a basis for effective lifelong learning //International journal of lifelong education. – 2002. – Т. 21. – №. 4. – С. 357-368.
Eshet Y. Digital literacy: A conceptual framework for survival skills in the digital era //Journal of educational multimedia and hypermedia. – 2004. – Т. 13. – №. 1. – С. 93-106.
Knapp P. Virtual grammar: Writing as affect/effect //Unpublished PhD thesis). University of Technology: Sydney. – 1997.
Luterbach K. J., Brown C. Education for the 21st century //International journal of applied educational studies. – 2011. – Т. 11. – №. 1.
Van der Vlies R. Digital strategies in education across OECD countries: Exploring education policies on digital technologies. – 2020.
Алещанова И. В., Фролова Н. А. Профессионально-ориентированный подход в обучении иностранным языкам в техническом вузе //Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №. 6. – С. 537-537.
Акрамова Л.Ю., Латипова Д.Ш. Интерактивные методы и деловые игры на занятиях английского языках в группах магистров медицинского вуза // Экономика и социум. — 2013. — №4-3 (9) — С. 14-16.
Алмазова, Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.02 / Алмазова Надежда Ивановна. — СПб., 2003. — 446 с.
Атанов Г. Деятельностный подход в обучении //Образовательные технологии и общество. – 2001. – Т. 4. – №. 4. – С. 48-55.
Борщенко Г. М. Использование дополнительных творческо-исследовательских заданий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе //Письма в Эмиссия. Оффлайн. – 2021. – №. 2. – С. 2928-2928.
Кроме того, в ряде методических рекомендаций и учебных пособий для педагогов, разработанных в рамках Министерства образования и науки Российской Федерации, также содержатся указания на использование интерактивных методов обучения [31]. Также существует ряд методических рекомендаций и учебных пособий для преподавателей вузов, которые содержат описание и рекомендации по использованию интерактивных методов обучения в высшей школе. Например, можно упомянуть «Методические рекомендации по применению интерактивных методов обучения и воспитания» [56].
Можно сделать вывод о том, что использование интерактивных методов в обучении является актуальным направлением развития образования в России и поддерживается российскими образовательными документами и рекомендациями для педагогов.