Литературное образование в отечественной дошкольной дидактике во второй половине XX века
ВВЕДЕНИЕ
Уровень образования населения оказывает значительное влияние на развитие общества, определяет его место в международной системе. Поэтому для русского общества вопросы образования, его структуры, содержания и условий организации всегда являлись первоочередными. Отечественное литературное образование уже два последних столетия является объектом исследования представителей мировой и отечественной науки.
Для современного этапа развития российского образования и его перспективного развития необходимо приоритетное развитие дошкольного образования как главного образовательного резерва, потенциальная содержательная емкость которого не уступает последующим ступеням. В этой связи дошкольное образование является сферой для наиболее результативных инвестиций, вкладов для того, чтобы получить долгосрочные социальные и образовательные эффекты. Дошкольным образованием в будущем должно быть охвачены все дети дошкольного возраста, этому способствует и рост рождаемости в стране, демографическ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ДИДАКТИКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 15
1.1 Исторические условия и их влияние на литературу, и литературное образование в отечественной дошкольной дидактике во второй половине XX века 15
1.2 Сущность и содержание литературного образования в отечественной дошкольной дидактике во второй половине XX века 18
1.3. Требования к личности учителя воспитателя — посредника между литературным произведением и произведением в отечественных дошкольных организациях во второй половине XX века 25
1.4. Роль литературного образования в воспитании гражданина России 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ДИДАКТИКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 39
2.1 Особенности литературного образования в отечественной дошкольной дидактике во второй половине XX века 39
2.2 Развитие форм и методов литературного образования в отечественной дошкольной дидактике во второй половине XX века 53
2.3 Критерии и показатели качества литературного образования в дошкольных учебных заведениях во второй половине XX века 60
2.4 Исторический опыт литературного образования дошкольников в России во второй XX века и проблемы современного литературного образования 68
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1998. – 400 с.
2. Алиева, Т.А. Развитие творческого восприятия литературных произведений у детей среднего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М.: 1991. – 22 с.
3. Алиева, Т.А. Ребёнок в мире образа / Т.А. Алиева // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 2. – С. 68.
4. Алиева, Т.А. Ребенок в мире образа. Становление художественно-эстетического образа: педагогическая стратегия/ Т.А. Алиева // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 1. – С. 75-78.
5. Боголюбская, М.К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду: пособие для учащихся дошкольных педучилищ / М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1970. – 238 с.
6. Боголюбская, М.К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду: пособие для учащихся дошкольных педучилищ / М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко. – М.: Госуд. уч.-педаг. изд-во Министерства Просвещения РСФСР. – 1960. – 128
7. Богуславский М.В. История современности: к 75-летию академика Российской академии образования Э.Д. Днепрова // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 1(21). С. 45-49.
8. Бородина, В.А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты: дисс. … доктора пед. наук: 05.25.03. – СПб.: 2007. – 371 с.
9. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: курс лекций для студентов пед. ин-тов по спец. Дошкольная педагогика и психология / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1974. – 288 с.
10. Бородич, А.М. Профессиональная направленность преподавания методики развития речи/ А.М. Бородич // Актуальные вопросы теории и практики совершенствования профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания в условиях заочного обучения: сборник научных трудов. Вып.60. – М.: МГЗПИ, 1980. – С. 40-63.
11. Бугреева, М.Н. Моральное и эстетическое воспитание средствами художественной литературы / М.Н. Бугреева // Нравственное воспитание в детском саду: сборник докладов 5 научно-практ. городской конференции по дошкольному воспитанию, 17-19 декабря 1957 г. – М.: Учпедгиз, 1959. – С. 99-110.
12. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Педагогика, 1986. - С. 5-18.
13. Вендровская Р. Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982.
14. Вешкурцева, Н.Ф. Психологические условия введения шестилетних детей в художественную литературу: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.07. – М.: 1990.
15. Виноградова, А.М. Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств / А.М. Виноградова // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение,1989.– С. 32-49.
16. Ганелин Ш. И. Дидактический пр
1. Сущность и содержание литературного образования обеспечивает решение следующих задач дошкольного образования:
а) Воспитание интереса к художественной литературе, развитие способности проводить целостное восприятие произведений разных жанров, обеспечение усвоения содержания произведений и проявление эмоциональной отзывчивости на него;
б) Формирование первоначальных представлений об особенностях художественной литературы: знать жанры (прозу, поэзию), их специфические особенности; определять композицию; простейшие элементы, характеризующие образность в языке;
в) Воспитание литературно-художественного вкуса, способности к пониманию настроения произведения на основе эмоциональной сферы,
г) Улавливание музыкальности, звучности, ритмичности, красоты и поэтичности в рассказах, сказках, стихах; развитие поэтического слуха [1, с. 355].