Диагностика и коррекция мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста

Скачать дипломную работу на тему: Диагностика и коррекция мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста. В которой определена сущность мышления в психологической науке и выявление особенностей мышления у обучающихся младшего школьного и дошкольного возраста.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.11.2024
Объем файла
146 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове.Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А. А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно-действенного, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. "Мышление руками" не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок.

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…3
1. Теоретические основы изучения мышления у обучающихся младшего школьного возраста… 5
1.1. Общее понятие о мышлении в работах отечественных и зарубежных психологов… 5
1.2. Функции, качества, формы, виды мышления…9
1.3. Особенности мышления у младших школьников и дошкольников...14
1.4. Анализ методов диагностики мышления…26
2. Диагностика психологических особенностей мышления у обучающихся младшего школьного и дошкольного возраста…31
2.1. Организация проведения исследования…31
2.2. Анализ результатов дескриптивной статистики…34
2.3. Качественный анализ результатов диагностики… 37
2.4. Психодиагностическое заключение по выбранному испытуемому…39
Заключение…42
Список используемых источников…44
Приложения…48

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Будилова Е.А. Развитие теоретических принципов советской психологии и проблема мышления/ Е.А. Будилова: М – Директмедиа паблишинг. – 2008 г. – 914 стр.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002      
Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с. .       
Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии. – В кн.: Психология и марксизм. М; Л., 1925. .       
Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. – В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. .       
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. – М.:[б.и.], 1959. – С. 46-91. .       
Дружинин В.Н. Когнитивные способности. Структура, диагностика, развитие. – М. – СПб.: ПЕР СЭ, Иматон – М, 2001. – 224с. .       
Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 464 с. С. 176-180.
Зейгарник Б.В. Патопсихология. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия. – 1999.
Альманах психологических тестов. М., 1995, С.127-130.
Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 4 класс. М.: Дрофа. 2008 г. 157 с.
Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство. 2003 г. 175 с.
Большая психологическая энциклопедия : самое полное современное издание : Более 5000 психологических терминов и понятий / А. Б. Альмуханова и др. — М. : Эксмо, 2007. — 542 с.
Волков Б.С. Психология младшего школьника. - М.: Педагогическое общество России, 2002. 128 с.
Галанжина E.С. Некоторые аспекты развития образного мышления младших школьников. // Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы. – Курск, 2001.

Диагностика психологической готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости.Как уже отмечалось, традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций.Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно назвать «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека и тест Г. Витцлака «Способность к обучению в школе».Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Я. Йирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле).Тест Керна–Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.К наиболее известным отечественным методам определения психологической готовности к школьному обучению относятся методы, выявляющие сформированность психологических предпосылок к обучению, базирующиеся в основном на положениях Д.Б. Эльконина о задачах диагностики психического развития в переходные периоды.