Профессиональное выгорание у студентов-педагогов с разным уровнем саморегуляции в профессиональной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Профессиональное выгорание является феноменом современности, как следствие современной активности в профессиональной деятельности, роста информационных, коммуникационных, эмоциональных нагрузок при дефиците двигательной активности и нарушении гармоничного образа жизни современного человека.
В современных условиях проблема профессионального выгорания личности как деструктивного фактора эффективности профессиональной деятельности особенно актуальна. Помимо снижения эффективности экономических показателей профессиональной деятельности синдром выгорания провоцирует нарушение трудовой дисциплины и повышение степени заболеваемости профессионалов. При этом проблема психологического анализа синдрома профессионального выгорания является относительно малоизученной, особенно в отечественной психологии. Для понимания психологической сущности «природы» возникновения профессионального выгорания крайне важной задачей является выявление индивидуально-психологических факто
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………...… 9
1.1. Теоретические и методологические подходы к психологическому феномену профессиональное выгорание………………………………………………...…….9
1.2. Особенности профессионального выгорания у студентов-педагогов с разным уровнем саморегуляции в профессиональной деятельности……..……24
1.3. Анализ современных исследований посвящённых изучению профессионального выгорания у студентов-педагогов с разным уровнем саморегуляции в профессиональной деятельности……………………………...32
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….40
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………43
2.1. База и методы исследования………………………………………………..…43
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..….44
2.3. Программа, направленная на повышение эффективности процессов саморегуляции в профессиональной деятельности и проверка ее эффективности...........................................................................................................88
2.4. Рекомендации по снижению уровня профессионального выгорания у студентов-педагогов………………………………………………………………. 94
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………...……100
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………..…103
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...113
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Абдуллаева, М.М. Взаимосвязь локуса контроля с симптомами профессионального «Выгорания» учителей средних школ / М.М. Абдулаева // Вестник МГЛУ. – 2012. – №7 (640). – С.63-79.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / А.К. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1970. – 336 с.
3. Авдошина, А.В. Распространенность синдрома эмоционального выгорания в студенческой среде / А.В. Авдошина, О.В. Калмыкова, А.Ю. Новоселова // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика. Сборник статей по материалам II Всероссийской научнопрактической конференции 17 февраля 2012 года, под общ. ред. Л.М. Попова, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола. – 2012. – С. 3-7.
4. Авидон, И. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг / И. Авидон, О. Гончукова. – СПб: Речь, 2010. – 256 с.
5. Агапова, М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализация личности: дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / М.В. Агапова. – Ярославль., 2004. – 22 с. 6. Айламазьян, А.М. Движение и становление личности / А.М. Айламазьян // Национальный психологический журнал. – 2017. – №2 (26). – С.73-84.
7. Анненкова, Е.А. Личностные детерминанты оценки тяжести трудных жизненных событий и выбора стратегий совладания / Е.А. Анненкова // Российский психологический журнал. – 2009. – №5. – С.49-51.
8. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 131 с. 9. Батоцыренов, В.Б. Понятие «Саморегуляция»: терминология и основные подходы / В.Б. Батоцыренов // Вестник ЗабГУ. – 2011. – №6. – С.67-72.
10. Бахчеева, Э.П. Подходы к исследованию саморегуляции в современной психологии [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rusnauka.com/4_SND_2013/Psihologia/7_124791.doc.htm (дата обращения: 10.11.2017).
11. Безбородых, К.В. Психологические характеристики защитных механизмов студентов с разной степенью эмоционального выгорания / К.В. Безбородых, Е.Н. Шуте
Т. Г. Неруш рассматривает профессиональное выгорание как форма, у профессиональных деструкций рассматриваемого феномена; Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства; В исследованиях Н. А. Князевой говорится о профессиональной деятельности врачей общей практики, психиатров, психологов, которая сопряжена с длительным воздействием стрессогенных факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания.
К особенностям профессионального выгорания студентов-педагогов с разным уровнем саморегуляции в профессиональной деятельности у студентов-педагогов, в качестве критерия эффективности саморегуляции В.И. Моросанова предлагает развитость звеньев структуры осознанной саморегуляции. Ученый определяет два уровня данны