Изучение особенностей развития устной речи у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность темы. Язык являясь важным средством человеческого общения и познания действительности служит каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, и является необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Овладевает человек речью на протяжении всей своей жизни с самого раннего детства, а также учится строить предложения, приобретает навыки письма и чтения, другими словами переходит с устного языкового кода на графический буквенный код. С детства человек пользуясь сложнейшими механизмами речи совершенно не задумывается над ними. Однако по мере взросления сложнейшие механизмы речи все более осознаются человеком, начинают подчиняться самоконтролю. Становятся регулированными и целенаправленными актами.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования основы развития устной речи дошкольников 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика речи, как психического процесса 7
1.2 Особенности развития устной речи у дошкольников 13
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы исследования по развитию устной речи дошкольников 18
2.1 Организация исследования уровня развития устной речи у детей старшего дошкольного возраста 18
2.2 Результаты исследования уровня развития устной речи детей старшего дошкольного возраста 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение А 31
Список использованной литературы
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.
2.Алябьева, Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2013. - 128 c.
3.Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия развития», - 1998г.
4.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах /Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
5.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988. –328с.
6.Волосовец Т.С. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей ФГОС ДО 15г.. - М., 2015.
7.Волчкова, В.Н. Конспекты занятий старшей группе детского сада. Развитие речи / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Москва: Огни, 2016. - 83 c.
8.Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.
9.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М: Просвещение, - 1988г. – с.279.
10.Выготский JI.C. Развитие детской речи. Собр.соч. в 6-ти томах. Т.З. М.: Педагогика, 1982
11.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. С-П; 1998г.
12.Гейшин М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи М. 1998г
13.Гуськова, А. А. Речевое развитие детей 6-7 лет на основе пересказа. В 2 частях. Часть 1 / А.А. Гуськова. - М.: Сфера, 2016. - 64 c.
14.Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
15.Зотеева В. В. Речевое развитие дошкольников //Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. -- №2. - С. 60-62.
16.Львов М.Р. Основы теории речи. М: Академия – 2000г.
17.Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию у дошкольников//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.
18.Народная педагогика и воспитание/Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. –49с.
19.Ожегов С.И. Толковый словарь. – М: Русский язык. – 1986г. – с.795.
20.Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду /Авт.-сост. Ушакова О.С. М.: АПО, 1994. - 63 с.
21.Серова, Л. Г. Формирование правильной речи у ребенка / Л.Г. Серова. - М.: Астрель, АСТ, 2013. - 384 c.
22.Ушакова, О. С. Развитие речи у детей 6-7 лет/О.С. Ушакова. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 48 c.
23.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 1966.
Ребенок с хорошо развитой устной речью может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками. Однако неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и окружающими его людьми, что сказывается в дальнейшем на его характере. Дети, имеющие недостатки в речи становятся молчаливыми, застенчивыми, замкнутыми, а некоторые даже раздражительными.
Задача дошкольной образовательной организации в развитии устной речи у дошкольников. Чтобы дети говорили правильно и красиво. Большую роль в развитии правильной устной речи играют окружающие. Ребенок учится на примере речи родителей, воспитателей и сверстников.
Таким образом можно сказать, что большое значение для развития устной речи детей имеет жизненная обстановка в которой воспитывается ребенок.
Данная работа была направлена на выявление условий развития устной речи старших дошкольников. В связи с поставленной целью были рассмотрена исследуемая проблема в психолого- педагогической литературе, проанализированы особенности развития устной речи дошкольников.