Личность младшего школьника и Я – концепция
ВВЕДЕНИЕ
Я-концепция как совокупность формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой и с момента своего зарождения становится активным началом, фактором, определяющим развитие личности.
Младший школьный возраст чувствителен в формировании позитивной Я-концепции, поскольку на этом этапе Я-концепция характеризуется наибольшей пластичностью, поэтому ее качественное изменение возможно в ходе значимой для ребенка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в ее содержание: педагогически контролируемый процесс формирования позитивной самооценки у младшего школьника.
В дошкольной и школьной психологии ранние годы играют особую роль. В эти годы осваивается учебная работа, строится релаксация психологического функционирования, появляется саморефлексия и самодисциплина, а эффекты начинают совпадать с внутренним проектом.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Личнoсть младшего школьника и Я – концепция………………….….6
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста……......……..6
1.2 Содержание и особенности Я – концепции ...……………..…………………11
ГЛАВА II. Я – концепция как oдно из психологических образований личности младшего школьника ………………………………………………………………17
2.1. Особенности формирования Я – кoнцепции в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………...17
2.2. Исследование Я – концепции в младшем школьном возрасте……………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2005.
Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1999.
Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение,1999.
Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 2000.
Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс,2002.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1998.
Большой психологический словарь/ Сост и общ. ред. Б. Мешеряков, В. Зинченко. СПб: ЕВРОЗНАК, 2004.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2006.
Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М., 1996.
Вопросы общей детской психологии / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 2004.
Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения. М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.:Логос, 2004.
Зубков Т.И. Формирование познават. активности слабоуспевающих уч-ся нач. кл. - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999
Кларин М.В. Инновация в мировой педагогике. - Рига, 2005
Ковалев А.Г. «Психология личности». М., Просвещение, 1999.
Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст». – М.: Воронеж, 2001.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: Воронеж, 1997
Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М.: 1991.
Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1999.
В первые десятилетия 20-го века изучением Я-концепции занимались многие психологи, а также социологи. Основными теоретиками были Чарльз Кули и Джордж Мид.
Кули был первым, кто подчеркнул, что субъективно интерпретируемая обратная связь, которую мы получаем от других, является основным источником данных о «Я». Он также предложил «Теорию зеркального Я», утверждая, что восприятие индивидом того, как его оценивают другие, оказывает значительное влияние на его Я-концепцию. Оно возникает в результате символического влияния с различными ключевыми группами, к которым принадлежит индивид. Такие группы характеризуются прямым общением между их членами, относительным постоянством и тесным контактом между наиболее многочисленными членами, что приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Прямые отношения между членами группы обеспечивают индивиду обратную связь для его самооценки.