Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира через проблемно-диалоговый подход в обучении
Введение
Формирование познавательных универсально учебных действий это один из важных элементов современного начального образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик во время урока. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели.
Концепция универсальных учебных действий направлена на то, чтобы каждый обучающийся мог самостоятельно осуществлять обучение, ставить учебные задачи, искать способы их осуществления, уметь контролировать, прогнозировать и оценивать свою учебную деятельностьи ее результативность.
В современном информационном обществе нужны не только знания, но и умения добывать их самостоятельно. Используя проблемно-диалоговое обучения на уроках окружающего мира ученик самостоятельно ставить цели и задачи, самостоятельно ищет пути их решения и решает их.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа проблемно – диалогового обучения 5
1.1 Основные понятия необходимые для изучения проблемно-диалогового обучения. 5
1.2.Структура уроков окружающего мира с использованием проблемно – диалогового обучения 10
1.3Проблемно-диалоговын етоды обучения 14
Глава 2. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира через проблемно- диалоговое обучение 22
2.1.Универсальные учебные действия и их характеристика 22
2.2. Познавательные универсальные учебные действия и их особенности при обучении окружающему миру 25
2.3.Условия развития познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира 30
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа 36
3.1. Выявление уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира. Констатирующий этап 36
3.2.Содержание работы по формированию познавательных универсальных учебных действий 38
3.3. Выявление уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий на конечном этапе 41
Заключение
Литература
Приложение
Список используемой литературы:
Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
Мельникова Е.Л. 2. 2. Проблемно - диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. Электронный ресурс
Окружающий мир. 3 класс. Раб. тетрадь для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ А.А.Плешаков. – М: Просвещения, 2013. – 113 с.
Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.: ил. – (Школа России)
Подласый И.П. Педагогика:: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый с.291Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика [Монография] / Е.Л. Мельникова. Электронный ресурс
Рабочая программа А.А. Плешаков. Электронный ресурс
Рабочая программа по окружающему миру. Универсально-учебные действия по учебно-методическому комплекту «Школа России» https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-okruzhayuschemu-miru-s-uud-klass-shkola-rossii-3634915.html
Развивающее обучение. [Электронный ресурс]. http://www.redov.ru/nauchnaja_literatura_prochee/shpargalka_po_pedagogike_dlja_pedagogov/p50.php, доступ свободный.
Развивающие системы обучения. [Электронный ресурс]. https://studopedia.ru/2_54516_razvivayushchie-sistemi-obucheniya.html, доступ свободный.
Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. [Электронный ресурс]. https://vml35.ru/wpcontent/uploads/2019/12/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf, доступ свободный.
Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Реферат. [Электронный ресурс]. http://michaeltitov.ru/tradicionnoe-obuchenie-suschnost-dostoinstva-i-nedostatki/, доступ свободный.
При использовании данного метода сначала создается учебная ситуация, а потом происходит побуждение учеников к ее осознанию. С помощью проблемной ситуации дети готовы погрузится в тему, и понять ее суть. Такой подход развивает способность детей самостоятельно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей природы, в их связях с жизнью человека, воспитывает любознательность и наблюдательность. Технология проблемного обучения помогает вовлечь в беседу всех детей в классе, научить их делиться своими мыслями, впечатлениями, наблюдениями из жизни. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить, для того чтобы узнать что-то новое для себя.