Работа психолога по формированию умений взаимодействия у младших школьников с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Опыт взаимодействия с другими людьми, взрослыми или сверстниками является основой для развития личности ребёнка. Через общение с окружающими людьми, благодаря широким возможностям к учению, человек совершенствует все свои высшие познавательно-деятельностные способности и коммуникативные умения. Кроме того, взаимодействие младших школьников является необходимым условием их социализации.
Однако, у учащихся с особыми образовательными потребностями зачастую возникают сложности взаимодействия. Характер взаимодействия младших школьников с задержкой психического развития является специфичным, как в силу возрастных особенностей детской психики, так и по причине имеющегося у детей дефицита познавательных способностей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ………………………………………………..
Взаимодействие младших школьников……………………………………
1.2. Особенности взаимодействия младших школьников с задержкой психического развития и направления коррекционной работы по его совершенствованию……………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………………………………......................................
2.1. Организация и методики исследования взаимодействия младших школьников с задержкой психического развития…..............................................
2.2. Анализ результатов исследования взаимодействия младших школьников с задержкой психического развития……………………........................................
2.3. Работа психолога по коррекции недостатков взаимодействия у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. –СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2.Андреева Е. И., Медникова Л. С. Формирование и развитие межличностного взаимодействия пятилетних дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 13–21.
3.Анцупов А.Я. Конфликтология. – М.: Просвещение, 2002. – 577 с.
4.Берсунукаева М. Х. Особенности социализации младших школьников // Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Грозный, 26 октября 2021 года. – Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет, АЛЕФ, 2021. – С. 70-77.
5.Жмакина Я. С., Репринцева Е. А. Коррекция недостатков социальных (жизненных) компетенций у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста средствами психогимнастики в условиях инклюзивного образования // Председатель редакционной коллегии. – 2021. – С. 210-213.
6. Битянова М. Р. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика) // Психология. – 2015. – № 3. – С. 99 – 101.
7.Вдовина Н. А., О. Ю. Сыркина Исследование особенностей интерактивной согласованности детей младшего школьного возраста // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 19–20 марта 2020 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2020. – С. 22-27.
8.Венгер А. Л., Г. А. Цукерман. Психологическое обследование младших школьников: практическое пособие. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2007. – 159 с.
9.Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 290 с.
1. Степень развития нравственного сознания и нравственных компетенций.
2. Проявление нравственных чувств и гуманных отношений в поведении. Бесконфликтное общение, эмпатия к окружающим, уважительное отношения.
3. Реализация нравственного поведения.
4. Степень развития рефлексии. Младший школьник должен уметь оценивать поступки с нравственной точки зрения, признавать свои ошибки, понимать причины поступков других людей [ REF _Ref133090676 \r \h 2].
Методологической основой процесса конструктивного взаимодействия младших школьников с задержкой психического развития, на наш взгляд, должна выступать культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Согласно данной теории, содержание и структура совместной деятельности детерминируют отношения в группе и психическое развитие её участников.