Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни при изучении курса предмета "Окружающий мир"
ВведениеНа сегодняшний день состояние здоровья населения России, в том числе и детского, не является удовлетворительным. Для решения проблемы (а это процесс медленный и продолжительный) необходима интеграция и координация усилий, включения в здоровьесберегающую деятельность абсолютно всех представителей социальной структуры общества. Понимание школьниками значимости здоровья и безопасности связано с получением знаний и навыков по этой проблеме. Без усвоения определенных знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность способна быть действительно творческой, способна позволять человеку искать собственные пути поддержания здоровья, формировать личный стиль здоровой жизни. Физическое и психическое здоровье - основа жизни и развития, изучение иных культурных и нравственных ценностей - основа благополучной жизни. Сохранение здоровья - фактор избежания вырождения нации. Человек обязан поддерживать экологию собственного организма.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников…………………………… 6
1.1. Сущность понятий «здоровье», «культура здоровья», «здоровый образ жизни»……………………………………………………………………………..6
1.2 Психологические и физиологические основы формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у младших школьников………………………………………………………………………11
Глава 2. Создание педагогических условий для формирования основ культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»………………………………………20
2.1. Анализ педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»………..20
2.2. Создание условий для обеспечения здорового образа жизни младших школьников в образовательной организации………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы ……………………………………………..37
Список используемой литературы1. Амосов Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. - М.: АСТ, 2003. - 128с.
2. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие/Ананьев, В.А- СПб.: Питер, 1998. –312 с.
3. Большая советская энциклопедия. Определение здоровья [Электронный ресурс]-режим доступа: http://bse/sci-lib.com/.
4.Большая медицинская энциклопедия//Изд. «Эскимо», 2007.-864с5. Варламова С.И. Здоровье наших учеников / С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
6.Григорьев, Д.В., «Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение//пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Григорьев, Д.В., Куприянов Б. В.-М.:Просвещение 2013.-223с.
7. Касперович, Е. В. Проблемы в формировании здорового образа жизни / Е.В. Касперович // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 3 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. - Мн. : БГУ, 2011. - С. 5-6
8. Крутиков, М.А. Подготовка будущего учителя к здоровьесберегающей деятельности в школе / Крутиков, М.А. // Школа: история и современность. Межвузовский сборник научных трудов. –Вып. 3. – Липецк: ЛГПУ, 2012.- 116с.
9. Малафеева С.Н. Отбор и начальная адаптация детей к обучению в школе полного дня / С.Н.Малафеева, Л.Н.Егорова, Л.В.Чекасина // Тез. 1-й Всероссийской конференции (26-28 ноября 1996 года, Екатеринбург). Ч.2, Физическая активность и здоровье. Адаптация растущего организма к физическим и учебным нагрузкам. – Екатеринбург, 1996. – 104-106 с10. Настольная книга учителя физической культуры: Справ.-метод. Пособие / сост. Б.И. Мишин.- М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 526 с11. Никифоров, Г.С. Психология здоровья/Никифоров, Г.С – СПб.: Питер, 2006 – 607 с.
12. Плешаков, А.А. Поурочные разработки по предмету окружающий мир 4 класс:Пособие для учителя// -М.: Просвещение, 2012.-345с.
Так как младшие школьники мыслят образами, то развитие представлений – важная цель педагога. Если ребенок вынужден заучивать то, что не порождает в его сознании ярких представлений, то мысль подменяется памятью, а это отбивает желание к учению.
Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особенной интеллектуальной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Недостаток систематичности знаний, недостаточное формирование понятий приводит к тому, что в мышлении детей господствует закономерность восприятия. В начальных классах ребенок уже способен мысленно сравнивать отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже сформировывать для себя абстрактные знания, отдельные от прямых источников. Познавательная активность детей, нацеленная на исследование окружающего мира, организует его интерес на исследуемых объектах достаточно долго, пока не исчезнет интерес.